Загадки деисусных облаков

Татьяна СТРАХОВА

24.10.2019

Три века истории охватила выставка «Иконописные сокровища Российской империи». Проект Музея русской иконы с участием Третьяковки, предоставившей полтора десятка экспонатов из своей коллекции храмовой живописи и скульптуры, позволяет по достоинству оценить памятники XVIII — начала XX века.

Интерес к этому периоду иконописания, в отличие от произведений XI–XVII столетий, довольно нов. А ведь настоящее открытие русской иконы произошло всего век назад. Не сразу решился внести собственные молельные образа в свою галерею Павел Третьяков. Впервые иконопись была широко показана как художественное явление в 1913 году на исторической выставке древнерусского искусства к трехсотлетию дома Романовых. Та экспозиция ошеломила публику, привыкшую видеть в иконе лишь богослужебный предмет. Но и закрепила особый пиетет в отношении ранних памятников, созданных в допетровскую эпоху, тогда как произведения XVIII, XIX и особенно начала ХХ веков большой ценностью не считались.

Переосмысление поздней иконописи началось три-четыре десятилетия назад, и это заслуга музейщиков и реставраторов. В 1970-х были инициированы учет и выявление значимых памятников искусства, находившихся в действующих храмах. Во многие регионы России отправились научные экспедиции — искать раритеты в отдаленных селах. В то же время поздние русские иконы, еще недооцененные на родине, нелегально вывозили за рубеж. На Западе русские образа XVIII–XIX столетий можно найти в музеях икон в Реклингхаузене и Франкфурте-на-Майне (Германия), Национальном музее Стокгольма (Швеция), Церковном музее в Куопио (Финляндия). Не меньше памятников находится в частных руках, например в коллекции финского бизнесмена Харри Вилламо: он первым сосредоточился на собирательстве и широком показе исключительно поздних икон. Неисчислимы антиквары в Берлине или Лондоне, причем не всегда их «товар» имеет законный провенанс. Так постепенно, вследствие многих причин, все возрастало значение того пласта иконописания, который возник в XVIII –XX веках.

Приметой нашего времени стало возвращение в Россию произведений отечественного искусства, утраченных в результате исторических коллизий. Не последнее место в списке таких новообретений занимают иконы. И здесь трудно переоценить роль сегодняшних коллекционеров, прежде всего Михаила Абрамова, основателя Музея русской иконы в Москве. Безвременно погибший этим летом в авиакатастрофе над Грецией, меценат оставил в память о себе первое и единственное пока в России частное собрание древнерусской иконописи, получившее официальный статус музея. В 2011 году МРИ был открыт на Гончарной улице, сбегающей от Таганки к старинной Швивой горке, что за Яузой.

Выставка под патронатом Императорского Православного Палестинского общества, объединившая памятники XVIII — начала XX века из Третьяковской галереи и Музея русской иконы, стала приношением Михаилу Абрамову. Изначально она задумывалась как крупный международный проект, который в эти дни должен был развернуться в Баку. К сожалению, замысел оказалось невозможно реализовать из-за трагической кончины коллекционера и связанных с этим юридических формальностей, пояснил «Культуре» заместитель директора МРИ Сергей Богатырев. Однако музей, как сообща решили наследники Абрамова, продолжает работать. Не остановлены ни финансирование всех проектов МРИ, ни деятельность благотворительного фонда «Музей русской иконы». Вход в музей остается бесплатным, хотя его повседневная работа обходится в сумму почти 5 млн рублей в месяц.

Стройная и продуманная экспозиция в элегантных залах вобрала в себя 101 памятник превосходного качества. Шедевры поздней русской иконописи, созданные в целом ряде центров религиозной живописи — Москве, Пскове, Твери, Ярославле, Романове-Борисоглебске, владимирских селах Мстёре и Палехе, — очерчивают спектр иконографических мотивов и авторской манеры. Иконописание имело бесконечное множество вариаций, несмотря на довольно жесткие каноны.

На выставке собраны как отдельные образа, так и целые иконные комплексы. Таков созданный в конце XIX века деисусный чин из Третьяковки. Необычный фон с изображением облаков обусловил как его название «Облачный чин», так и статус одной из загадок русской живописи. Интересно сравнить его с гордостью МРИ — уникальным комплексом 1801 года из церкви Илии Пророка города Старицы. Художественный строй этих икон соединил присущие школе Твери монументальность форм, сценичность пространства, яркость палитры.

Другой шедевр собрания МРИ, «Святая княгиня Ольга со сценами жития», напоминает еще об одном центре поздней русской иконописи — старообрядческом Невьянске. В горнопромышленную столицу Демидовых были стянуты лучшие богомазы Урала, способные превратить живописную поверхность в подобие драгоценности. С ними могли бы состязаться любившие русское узорочье палешане и обитатели Мстёры, «ответственные» за расцвет иконописи Нового времени. В числе замечательных образцов творчества этих центров уникальная по сюжету, окрашенная чертами неорусской стилистики икона «Св. князь Владимир и сцены Крещения Руси». В особом разделе сосредоточены выдающиеся творения мстёрских авторов, в конце XIX века основавших мастерские в Москве и давших жизнь новому столичному стилю, — подписные иконы Иосифа Чирикова, работы мастерских Василия Гурьянова, а также Михаила Дикарева, поставщика Двора Его Императорского Высочества великого князя и московского генерал-губернатора Сергея Александровича.