На том и стоят

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.07.2019

В ЦТИ «Фабрика» представили проект Марины Звягинцевой «Карта памяти». Масштабная инсталляция демонстрирует, как «подружить» историю с современностью.

«Произведения» созданы прямо на асфальте во дворах Центра творческих инициатив. Пространство, отведенное под «холст», занимает 4,5 тысячи квадратных метров. Отправной точкой стала история самой «Фабрики». В советские годы здесь делали бумагу — мелованную, диаграммную, для деколи... В 2005 году по инициативе директора Аси Филипповой возник один из первых в стране арт-кластеров — еще до «Винзавода». Часть производства сохранили, от прошлых времен остались и названия. Например, цех «Оливье», где проходят выставки, отсылает не к «русскому салату», а к машине литого мелования одноименной фирмы. Напомнить об ушедших десятилетиях, а заодно обозначить новые ценности взялась Марина Звягинцева, лидер российского паблик-арта. Огромная микросхема со словами «производство», «лаборатория», «печать», «эксперимент», «движение» выполнена в фирменных цветах ЦТИ — белом и оранжевом. Марина Звягинцева рассказала:

— Сначала я предложила использовать стены, но потом решила работать на асфальте. Здесь большая территория, две проходные, и посетителям сложно ориентироваться: номера строений на домах недостаточно информативны. Предложила «зашить» историю в некую матрицу, обозначающую движение людей, транспорта — от первой проходной до второй. Содержание матрицы придумывала сама «Фабрика». Это заняло два месяца, искали ключевые слова. Я ничего не навязывала. Единственное предложение — чтобы у каждой проходной гостей встречали слова «творчество» и «свобода».

Понятия разбили по тематическим блокам: «история», «производство», «искусство» и «ценности». За «историю» отвечают «типография», «бумага», «аппретура», а к «производству» отсылают «издательство», «лаборатория» и «процесс». Оранжевый пешеходный переход воплощает собой метафору движения от прошлого к современности. Здесь же расположена настоящая заводская труба, ставшая символом ЦТИ: напоминание о фабричном прошлом. Следующий за «зеброй» двор посвящен нынешним реалиям: слова «мастерские», «офорт», «граффити», «искусство». Арт-кластер приютил многих — от издательства Ad Marginem до коллектива Liquid Theatre, лауреата «Золотой маски», выступившего на открытии «Карты памяти». Последний участок связан с ценностями — под ногами чередуются «общность», «многообразие», «поддержка», «товарищество», «открытость», «простор». Ася Филиппова отметила:

— Вспоминается фраза «на чем стоим». Мы в прямом и переносном смысле стоим на этих ценностях. Кстати, заметила, что арендаторы, выкладывая фото в интернет, выбирают слова, важные лично для них.

А Марина Звягинцева призналась:

— Боялась, что получится пафосно. Но когда буквально идешь по словам, они не выглядят лозунгами. Наоборот, воспринимаешь ценности всем телом. Важно взаимодействие: человек ходит, ездит по твоему искусству и в итоге не может его игнорировать — считывает послание, пусть невольно. «Карта памяти» — не только асфальт, но и здания, а также зрители, которые становятся частью инсталляции, подобно электронам, перемещаются по «микросхеме» и декодируют смыслы.

Надо сказать, это не первый эксперимент Звягинцевой. Два года назад она создала масштабную «материнскую плату» во внутреннем дворе ГВЗ «Ковчег» около столичного парка «Дубки». Зрителей «Культурного кода» встречали такие слова, как «искусство», «творить», «вдохновлять». Может показаться, что подобные проекты формата site specific (привязанные к определенному месту) не утилитарны. Однако, по мнению художника, гости вполне могут пользоваться надписями как указателями:

— Одна девушка сказала: теперь не нужно встречать людей у проходной. Достаточно объяснить: идите до «творчества», потом по прямой до «искусства» и после поворота — вход в мастерскую. В итоге инсталляция работает как навигация. Сложно запомнить, где находится то или иное строение, а слова — прямо под ногами и легко считываются.

— Территория ЦТИ, — заметила Ася Филиппова, — стала листом бумаги, на котором изображены смыслы, коды, ценности этого места. И возможно, стоит обратиться к фасадам домов, чтобы сделать инсталляцию по-настоящему тотальной, преобразив среду «Фабрики» и приблизив ее к человеку.