Девушка с мечом

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.02.2019

Выставка «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» в ГМИИ им. А. С. Пушкина — своеобразный пролог к масштабному смотру картин из коллекции Музея и Королевского парка Каподимонте (Неаполь), запланированному на 2020 год. Пока в Москву приехали три работы авторства Франческо Гварино, Симона Вуэ и Артемизии Джентилески. Последняя — главная «звезда» нынешнего проекта, ее называют одной из первых феминисток в истории.

Изобразительное искусство не раз становилось полем гендерных сражений. «Консерваторы» указывали на отсутствие художниц, способных тягаться с Леонардо или Микеланджело. «Прогрессисты» — на многовековое замалчивание одаренных женщин: порой, чтобы выгоднее реализовать картины на рынке, их имена меняли на мужские. На самом деле дам, посвятивших себя живописи, было не так уж мало. В последние годы европейские кураторы регулярно устраивают экспозиции, представляющие творчество прекрасной половины человечества. Так, в мадридском Прадо в 2016-м показывали натюрморты уроженки Антверпена Клары Петерс (1594–1657). Этот смотр анонсировали как первую персональную выставку женщины-художницы в стенах музея. Картины той же Джентилески демонстрировались в Музее Рима в 2016–2017 годах. Наконец, в венском Бельведере в прошлом месяце стартовал проект «Город женщин: Художницы в Вене с 1900 по 1938 год».

Артемизию, дочь живописца Орацио Джентилески, заново открыли в XX веке — в 70-е она стала одним из символов феминистского движения. Безусловно, существует соблазн перенести современные представления на XVII столетие и интерпретировать картины с позиций борьбы за равенство. Грань очень тонкая, и исследователям необходимо соблюдать осторожность. Хотя от фактов не скроешься: непростая биография Джентилески подталкивает к подобной трактовке. Для эпохи барокко Артемизия оказалась смелой женщиной: изнасилованная другом отца, Агостино Тасси, она прошла через судебное разбирательство. Даже сегодня этот шаг бывает тяжелым, виктимблейминг, иначе — обвинение жертвы, распространен во многих странах. Итальянка подверглась допросу, унизительному медицинскому осмотру, пыткам. Показания, полученные с помощью истязаний, считались наиболее правдивыми. В итоге Тасси был приговорен к тюремному заключению.

Ставшая первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, Джентилески нередко изображала сильных, воинственных дам либо жертв мужского произвола. Ее работа «Юдифь и Олоферн» (1612–1613), приехавшая в Москву, была написана во время судебного разбирательства с Тасси. На выставке картина показана рядом с творениями мужчин из собрания ГМИИ: Гверчино, Гвидо Рени, Симоне Кантарини. На фоне сдержанных представителей болонской школы и даже по сравнению с караваджистами Франческо Гварино и Симоном Вуэ произведение Артемизии выглядит экзотично: ее героиня обезглавливает Олоферна хладнокровно и деловито, словно серийный убийца. Столь необычный подход отмечали многие критики, указывавшие, что у самого Караваджо Юдифь — более слабый и эмоциональный персонаж. Художница не раз возвращалась к этому сюжету, однако другие варианты получились менее драматичными.

В жизни Джентилески постоянно бросала вызов обществу: рассталась с мужем, растила, как утверждают некоторые исследователи, незаконнорожденную дочь. Последние годы провела в забвении, точная дата смерти остается неизвестной. Что касается творчества, то внимание к проблеме насилия — пожалуй, единственное отличие картин итальянки от работ коллег по цеху. Приписываемые ей произведения по выбору сюжетов, а также технике (кьяроскуро) вполне типичны для эпохи сейченто. Для появления «женского взгляда» в изобразительном искусстве должно было пройти немало времени. И этот процесс до сих пор не полностью завершен.




Фото на анонсе: Сергей Киселев/mskagency.ru