05.12.2018
Суровая природа и утонченная культура, верность традициям и открытость миру характерны для древней земли Каргополья, простиравшейся вдоль течения реки Онеги до Белого моря. Исторический топоним отразил память о процветавшем некогда городе, крупном торговом центре, хотя со времен Ивана III он служил и местом ссылки политических противников: пленных татарских ханов, врагов Ивана Грозного и Бориса Годунова, мятежника Ивана Болотникова. Малолюдный ныне (всего лишь 10 000 жителей) Каргополь получил когда-то от царя привилегии в торговле солью и рыбой; купцы сплавляли лес, вели поставки железа, перекупали пушнину. Результатом активной жизни города, который, по версии ряда историков, старше Москвы, стало обилие в регионе храмов, украшенных великолепными иконами, полихромной скульптурой, тончайшей резьбой, — их пышные интерьеры можно представить благодаря старым фото, развешенным в экспозиции.
Своеобразные иконы, а особенно скульптуры Каргополья несхожи с искусством центра России — сказалась судьба северо-западного края, получавшего импульсы из-за рубежа и из соседней Новгородчины. В устье Северной Двины «руссы» веками противостояли норвежцам и шведам, а с XVI столетия бойко торговали с англичанами и голландцами, так что основание города-порта Архангельска по указу Грозного лишь закрепило статус-кво северных ворот России. И дало новый импульс «культурному обмену», в чем убеждают артефакты, сохранившиеся в изобилии в городках и селах, а в советское время перекочевавшие в музеи.
Редчайший шанс увидеть во множестве «северные письма» в центре столицы связан со столетием Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Игоря Грабаря, десятилетиями занимавшегося спасением старинных икон Каргополья. Гастроли Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) сулят радость открытия каждому, кто неравнодушен к древнерусскому искусству. Даже те, кто неплохо знаком с иконописью и деревянной пластикой, найдут неведомые шедевры. К примеру, резчики Каргополья в сотворчестве с богомазами разработали самобытный тип изображения Святителя Николая Можайского, покровителя русского воинства. Деревянную скульптуру помещали в киот со створами и расписывали. Колоссальной энергии полны эти композиции: «Никола» стоит раскинув руки в благословляющем жесте, нередко рядом — модель храма. Лица статуй, то с лапидарными «мужицкими» чертами, то тонкой «лепки», порой кажутся портретными. А в одеяниях мерцает средневековый идеал красоты, напоминая о византийских шелках и венецианской парче, известных по образцам в музейных хранилищах.
Еще более мощное впечатление от скульптуры «Христос в темнице». Сила обобщения, даже условности, в этих пронизанных страданием деревянных фигурах парадоксально сочетается с натурализмом: на спине изможденного Спасителя проступают ребра, каштановые волосы ниспадают на плечи, лицо искажено гримасой боли, на руках и теле — капли крови... Мы редко говорим о готике в связи с древнерусским искусством, а ведь здесь проступает схожий накал страстей. Кто знает, откуда у резчиков в глубинке такой религиозный экстаз: возможно, дань канону либо проявление искреннего эмоционального порыва. Как бы то ни было, этот тип сакрального образа в наши дни рассматривается среди высших достижений древнерусского искусства. Скорбные статуи Христа, в силу хрупкости заключенные в стеклянные витрины, перекликаются с одним из центральных экспонатов знаковой выставки «Русский путь», которую Третьяковская галерея недавно открыла в Ватикане. Правда, прибывший туда «Христос в темнице» имеет пермские корни, однако он родной брат деревянным скульптурам Поморья.
Зрителей удивит не только обилие очень старых артефактов, но и невероятное их разнообразие. Куратор проекта Татьяна Кольцова (Архангельск) советует обратить особое внимание на уникальные памятники: «Деисусный чин» конца ХV — начала XVI века, буквально спасенный реставраторами из-под руин падающей церкви, и икону 1527 года «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим», украшавшую храм Рождества Богородицы. Невольно подивишься дерзновенности и богатству фантазии местных художников, их творчество подробно показано в тематических комплексах «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское». Да, именно так — целый раздел посвящен одному селу, где была возведена прекрасная церковь, прославившаяся на всю округу. К счастью, экспедиции ХХ века, где важную роль играл коллективный «человек с фотоаппаратом», донесли до нас свидетельства об утраченных храмах с их поразительными интерьерами.