Плыть по течению

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

16.11.2018

В Венской Галерее Альбертина — большая ретроспектива Клода Моне «Мир в течении». Название экспозиции обыгрывается в оформлении залов: стены покрыты нежно-голубым колером. Зрители перемещаются от картины к картине: это броуновское движение словно визуализирует хаотичность мазков, неясность и размытость форм, за которые критики ругали художника.

Проект включает в себя около 100 работ — дайджест творчества великого импрессиониста. Открывают выставку два портрета кисти Ренуара, изображающие Клода и его жену Камиллу (около 1873). Внушительное число экспонатов предоставил Музей Мармоттан-Моне в Париже. Есть и редкости — например, «Девушки в лодке» (1887): портрет падчериц мастера, Сюзанны и Бланш Ошеде, привезенный из Токио. В целом вещи развешаны в хронологическом порядке: от ранних, вполне реалистических произведений до творений почти слепого мастера, ставшего предтечей экспрессионистов.

«Дрожащие», туманные картины зрелого Моне, непохожие на гладкую академическую живопись, вызывали скандалы в официальной среде. Между тем мэтр вовсе не был бунтарем или «сверхчеловеком». В 1860 году он при помощи родственников откупился от продолжения службы в Алжире. Позже, в 1870-м, после начала франко-прусской войны уехал в Англию, где, кстати, познакомился с пейзажами Уильяма Тёрнера. Вернувшись, жил не в столице, а в местечке Аржантёй на правом берегу Сены. Затем из-за долгов перебрался в захолустье — деревню Ветёй, а позже обосновался в Живерни, где в 1890-м приобрел дом. Художнику удалось прославиться лишь к 50 годам. К тому времени умерла его первая жена Камилла Донсьё. В 1893-м мастер связал себя брачными узами с давней подругой — вдовой его патрона Эрнеста Ошеде, Алисой.

Все эти негромкие события — переезды, влюбленности, рождение детей — нашли отражение в экспозиции. Здесь можно увидеть известные портреты Камиллы: например, «На пляже в Трувиле» (1870). Как подчеркивают организаторы, художник не просто рисует сцену счастливой семейной жизни, он специально дублирует фигуру жены, чтобы придать картине «мистическое измерение». Или изображение мадам Моне в красном платке (1973) — с элементами зимнего пейзажа. Надо сказать, холодное время года не раз появлялось на его полотнах: так, зрители увидят заснеженное село Аржантёй (1874–1875), замерзшие ветки деревьев в Живерни (1889), а также вскрытие льда, не привязанное к определенной локации (1880). Последний сюжет, как считают организаторы, возник под впечатлением от рекордных заморозков во Франции зимой 1879–1880 годов.

Моне предпочитал захолустье и все же оставался современным человеком. Отсюда интерес к мостам («Мост в Аржантёе»,1874) и железной дороге («Поезд в снегу», 1875). Мастер жил в собственном уединенном мире, много работал на природе, для холодного сезона покупал портативную печку — пытался поймать малейшие изменения колорита в зависимости от времени суток. На выставке можно увидеть избранные картины из серий, посвященных лондонскому парламенту или Руанскому собору. Часто писал сад — своеобразный райский уголок: в экспозицию включены отдельные произведения с изображением пруда с кувшинками; плакучих ив, знаменитого японского мостика. Поздние вещи отличаются особым — темным осенним — колоритом. Они фактически написаны по наитию: мэтр к тому времени почти проиграл борьбу катаракте. Впрочем, и более ранние работы ознаменовали прорыв к новым вершинам — живописи XX столетия. Недаром Кандинский, увидев одно из творений, поразился фактическому отсутствию объектов: «Единственное, что я четко осознал, — какая сила заключается в цвете. Это превзошло все мои мечты».