Хроники гейши

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

16.08.2018

В музее Востока проходит выставка «Японская литература глазами японских фотографов». Это завершающая часть проекта «Лето Японии в Музее Востока», приуроченного к столетию институции и поддержанного посольством Страны восходящего солнца. Предыдущие экспозиции знакомили публику с коллекцией мецената Сюдо Садаму и работами художника Игоря Сакурова. Главным героем нынешнего смотра стал мастер светописи Хироси Мидзобути — прославившийся, в частности, репортажами из «цветочных кварталов» и портретами гейш.

Представительницы экзотической профессии не раз становились персонажами литературных произведений. Одна из самых популярных книг — «Мемуары гейши» американца Артура Голдена, вызвавшая немалый резонанс — в основном из-за фактических ошибок и упрощенного подхода,  типичного для западного человека, столкнувшегося с непонятной восточной Вселенной. Еще больше шума наделал снятый по произведению одноименный фильм — с китайскими актерами в главных ролях. Любопытно, что с Голденом судилась Минэко Ивасаки: реальная гейша, ставшая прототипом главной героини «Мемуаров». Впоследствии она выпустила собственные воспоминания, желая опровергнуть мифы и стереотипы.

За аутентичность борется и Мидзобути: его фотографии рассказывают о буднях гэйко (так гейш называют в Киото) и их учениц майко. Первые кадры «веселых кварталов» мастер сделал более 40 лет назад, в 1973 году. На выставке есть черно-белое фото, датируемое 1975-м: барышня в кимоно спешит в «чайный домик» (о-тяя), где гэйко общаются с клиентами. Фотограф пунктирно намечает путь девушек: вот 16-летние воспитанницы осваивают музыкальные инструменты, разучивают традиционные танцы. Потом — первый официальный «показ»: майко делают высокую прическу варэсинобу, накладывают грим, с помощью мужчин-помощников облачаются в кимоно. Лет через пять девушки становятся гейшами: новый статус символизирует смена красного воротника на белый. Высветленные лица, алая помада, причудливо украшенные волосы, деревянные сандалии гэта... Вопреки стереотипам, гэйко вовсе не куртизанки — они развлекают клиентов разговорами и помогают им забыть о повседневных заботах. Другой вопрос, насколько уместна подобная профессия в современном мире, в том числе в Японии, которая (пусть и весьма избирательно) впитывает западную культуру. Защитники традиций утверждают, что гейши не являются прислужницами мужчин: барышни разливают напитки для гостей. Однако посетители также обязаны преподнести гэйко бокал — таким образом якобы соблюдаются права женщин.

Впрочем, с годами все меньше девочек мечтают о подобной судьбе, хотя в Ниппон женщины по-прежнему зависят от мужей и куда реже представительниц Запада достигают карьерных высот.

Рассказом о таинственном мире гэйко выставка не исчерпывается. Она полна литературных реминисценций, причем авторами фото выступают также ученики Мидзобути. Здесь можно увидеть изображение знаменитого «Золотого павильона» — Кинкакудзи, возведенного в XIV веке и покрытого (кроме первого этажа) листами чистого золота. В середине прошлого столетия 21-летний монах, пораженный красотой здания, устроил поджог. Этот трагический случай описал Юкио Мисима в книге «Золотой храм». Культовое сооружение пришлось восстанавливать буквально из пепла. По соседству, кстати, находится «Серебряный павильон», построенный в XV веке. Изначально его хотели покрыть серебром, однако помешала гражданская война. В итоге замысел так и остался неосуществленным.

В экспозиции есть снимки, связанные с именем известного поэта XVII века Мацуо Басё. Например, скромный дом, где жил настоятель монастыря Компукудзи. Однажды его посетил автор трехстиший, после чего хозяин стал называть жилище «Приютом Басё». Другой кадр с биографической привязкой — изображение озера Бива (автор — Саики Тосицугу). В этих краях Басё написал множество стихотворений, здесь же он был похоронен.

Впрочем, для фотографов не всегда важны факты — иногда вполне достаточно ассоциаций. Многие работы сделаны по мотивам литературных вещей, иные — чтобы выразить настроение поэтических строк. Загадочная японская душа до конца не поддается западному рацио, но все-таки приоткрывается пытливому зрителю.