За живую струну

Татьяна СТРАХОВА

07.12.2017

Выставка «Миф Страдивари» в Музее музыки открывает секреты старинных струнных инструментов.

Центральный музей музыкальной культуры представил совместный проект Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки и Музея скрипки (Италия). Экспозиция включает шедевры известнейших мастеров итальянской школы — ​Страдивари, Амати, Гварнери. Исполнительный директор Музея скрипки, президент фонда «Друзья Страдивари» Паоло Бодини подчеркнул: это «первое событие подобного рода не только в России, но и во всей Восточной Европе и Азии».

Показанные 15 инструментов — ​работы Андреа и Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери дель Джезу и других итальянцев — ​отмечают вехи многовековой традиции скрипичного дела в древней Кремоне, где и сегодня на 72 тысячи жителей более 150 мастерских по изготовлению струнных.

Красавицы скрипки подвешены в витринах. Каждая из них, вероятно, не раз пересекла европейский континент. Можно лишь изумляться, как эти хрупкие творения из дерева, волокон животных и лака уцелели в пожарах, войнах и революциях. Главный герой проекта Антонио Страдивари входит в десятку известнейших в мире итальянцев всех эпох. Цена его произведений очень высока, это миллионы долларов, а сами струнные признаны эталонными. Не случайно так важен раздел «Мастерская скрипичного мастера»: он приоткрывает завесу тайны маэстро. Создание шедевра — ​сложнейший процесс, требующий эрудиции, таланта, а также преданности делу.

Уникальная гостья из Кремоны — ​творение Андреа Амати, основателя династии скрипичных мастеров и деда Николо Амати, учителя Страдивари. Эта скрипка была изготовлена в XVI веке специально для французского короля Карла IX, что подтверждают гербы Валуа на нижней деке.

Самый старый инструмент кремонской школы, хранящийся в Москве, датирован 1628 годом. Имена авторов — ​Антонио и Джироламо Амати, сыновей Андреа Амати, — ​написаны по-латыни на этикете: аналоге авторского клейма, который помещается внутрь корпуса. Экземпляр считается редким по красоте и сохранности. Его тембр гармонирует с благородной внешностью — ​светлый, очень мягкий, ровный во всех регистрах. В России уникальный артефакт появился в 70-х годах XIX века, а в 1920-е годы на нем играл Даниил Карпиловский — ​первая скрипка квартета имени Страдивари.

На выставку попал также альт XVII века — ​одна из лучших работ Андреа Гварнери. Конфискованный в 1919 году у герцога Мекленбург-Стрелицкого, он служил многим советским исполнителям. Другой экспонат, скрипка Страдивари, прибыл в нашу страну из Бельгии. Он был создан в 1671 году — ​в ранний, еще не «золотой» период. В ХХ веке попал в женские руки — ​к королеве Бельгии Елизавете, которая патронировала международные конкурсы скрипачей в Брюсселе. На одном из них, в 1937-м, победил Давид Ойстрах. Между монаршей особой и советским музыкантом сложились дружеские отношения, и королева подарила Ойстраху творение великого итальянца.

«Золотой Страдивари» выполнен в 1707 году. Роскошное дерево клена с широким муаром на нижней деке, гармонирующий со всеми деталями завиток изысканного рисунка свидетельствуют: это был дорогой «специальный» заказ. В Москве шедевр оказался в 1860-х годах у собирателя Василия Зубова; на нем играл известный скрипач Станислав Барцевич. С 1919 года инструмент в Госколлекции — ​и в руках советских музыкантов, включая Льва Цейтлина, Леонида Когана, Максима Федотова.

Произведение «супер-Страдивари» 1723 года известно как скрипка Венявского — ​прозвище дали в честь композитора Генрика Венявского. На самом деле, она принадлежала его ученику Константину Пушилову. Впоследствии инструмент менял владельцев, пока не попал к профессору Московской консерватории Иосифу Рывкинду, а после его смерти — ​в Госколлекцию. Сегодня это одна из лучших по звучанию скрипок московского музея — ​с высокой сопрановой настройкой, необыкновенной яркостью и «полетностью» звука. Неудивительно, что инструмент популярен у музыкантов, которые в 1980-е годы стали называть его «Венявским». В разное время с ним выступали Соломон Безродный, Юлиан Ситковецкий, Виктор Третьяков, Олег Каган, Вадим Репин и многие другие.

Ряд этих же исполнителей играли и на скрипке Санто Серафина, созданной в 1749 году. Одно из последних творений венецианского последователя Амати хранится в Госколлекции с 1920 года. Совсем недавно по поручению Владимира Путина, при поддержке Международного фонда Антонио Страдивари инструмент был отреставрирован в Кремоне выдающимися мастерами Брюсом Карлсоном и Бернардом Нойманном.

Вместе с историей создания скрипок выставка рассказывает о секретах и этапах производства. Впервые в Россию привезены старинные столярные инструменты, чертежи. Среди рукописных раритетов — ​автографы из мастерских Страдивари и Энрико Черути.


Фото на анонсе: Сергей Бирюков