Пора идти по картам

Никита КЛИН

10.11.2017

Гиперборея, Лукоморье, Золотая Баба — слова, которые обычно переносят нас в область легенд и преданий, на выставке «Карты земель российского Севера: реальность и мифы» в РГБ обретают реальное измерение. Уникальный смотр рукописных и печатных карт отражает историю освоения северных территорий с XVI века до сегодняшнего дня.

Причудливое сочетание правды и вымысла в целом характерно для раннего этапа картографии. Ледяные просторы Арктики и селения загадочных россов в воображении ученых и художников обрастали героическими чертами. Вот бороздят северные моря неисчислимые чудовища на редчайшей Carta Marina (Морской карте и карте Северной Европы) Олафа Магнуса, созданной шведским дипломатом в 1530-х годах. В ту эпоху она считалась одной из наиболее достоверных и инновационных. Хранящийся в РГБ вариант 1572 года — лишь один из множества раритетов в экспозиции, объединившей фонды двух главных книжных сокровищниц страны, Российской государственной и Российской национальной библиотек, с частным собранием Андрея Кусакина. Многие из старинных атласов, генеральных карт Российского государства и отдельных губерний, а также навигационных карт и отчетов экспедиций демонстрируются впервые.

— Тема Арктики не утратила актуальности. Выставка отражает давний интерес европейцев к региону, хотя его изучение шло медленно и не без трагедий. РГБ показала, как постепенно расширялся круг знаний о неприступном Русском Севере, как белые пятна таинственной Тартарии заполнялись реальными очертаниями побережий, гор и островов, — отметила руководитель проекта, заместитель гендиректора РГБ Наталья Самойленко. — Особенно интересно наблюдать, как шаг за шагом Россия покоряла арктические территории, и на картах появлялись имена первопроходцев — Виллема Баренца, Семена Дежнева, Витуса Беринга.

Само название «Россия» (Russia) одним из первых нанес на карту нидерландец Герард Меркатор. Выполненная для «Атласа или космографических рассуждений о сотворении мира и вид сотворенного» (1595), она оказалась в числе самых ранних экспонатов. Отмечены Соловецкие острова, Архангельск — пока еще как Св. Михаил (Архангел), но рядом — мифические Гиперборея и Лукоморье...

В фокусе проекта — героическая и драматическая история исследования Арктики мореплавателями, путешественниками, купцами, учеными. Так, голландская гравированная карта острова Местный и пролива Югорский Шар (1601) в Карском море воспроизвела сцену гибели первопроходцев от нападения медведя 6 ноября 1595 года. Одно из наиболее ранних изображений пролива Принца Нассау (ныне Югорский Шар), открытого в 1594-м, служило иллюстрацией книги нидерландского историка Яна ван Линсхотена, участника первых экспедиций Виллема Баренца. Его путевой дневник содержал важнейшие сведения о великих плаваниях. Заметим: эта карта ориентирована не на север, а на юг. «Перевернута», с привычной нам точки зрения, и редчайшая вещь — «Чертеж и сходство наличие земель всей Сибири Тобольского города...» (1701). Этот лист первого русского географического атласа — «Чертежной книги Сибири» — детально показывает расселение народов. Ареалы обитания выделены цветом, что превращает экспонат в красочный ребус. Созданный тобольским исследователем Семеном Ремезовым в 1701 году по заказу Петра I, он дает понять, какова была допетровская картография, еще без параллелей и меридианов. Начертание земель составлялось «по дозору», «по сказкам» и «по допросам» служилых людей и путешественников.

Подготовка выставки выявила в библиотечных фондах немало поразительных артефактов. Помимо научной ценности, старинные карты нередко обладают эстетическими достоинствами. Здесь много ярких листов с портретами правителей, бытовыми сценами. Удивительный экспонат — «Карта России по оригиналу, который начертить озаботился Федор, сын царя Бориса». Гравированная на меди, с ручной раскраской, она издана голландским картографом Герритсом в Амстердаме в 1614 году на основе автографа царевича из рода Годуновых, хотя о степени сиятельного участия можно гадать. Картуш с гербом Русского государства (двуглавый орел в короне); план Москвы с птичьего полета с указанием ее районов, мостов, важнейших зданий; фигуры трех московитов, вид города Архангельска — все это оживляет карту, ценимую как документальный источник сегодня скорее историками, нежели географами.

Старинные вещицы хочется рассматривать долго и тщательно. В помощь зрителю — размещенные в экспозиции лупы, подробные экспликации, интерактивные устройства. На одном из мониторов можно в деталях изучить карту России XIX века с указанием богатств каждого региона — вроде лесов, озер или конкретных пород рыб. Целиком огромный экспонат разложен на нижнем этаже двухъярусного Ивановского зала, так что оглядеть его полностью можно лишь с высоты, попутно замечая, как из глубин Арктики «выплывает» дизайнерский айсберг.