Всем спасибо, все свободны

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.10.2017

В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Каждому по свободе?», организованная совместно с Музеем истории евреев России.

Это не просто очередная экспозиция о 1917-м, которых в преддверии юбилея революции открылось немало. Серьезный исследовательский проект, сочетающий документы и предметы искусства, затрагивает сложные проблемы. А решения предлагает вынести самим зрителям.

«Еврейский вопрос» в череде нынешних вернисажей звучит не часто. Относительно внятно выступила лишь Третьяковка: в проекте «Некто 1917» небольшой импровизированный «зал» отвели художникам вроде Марка Шагала и Иссахар-Бера Рыбака. Эти авторы представлены и в нынешней экспозиции, однако темы, рассматривающиеся здесь, куда глобальнее. Чем стала революция для еврейского населения Российской империи? Сводилось ли дело лишь к уравнению в правах? Или это был толчок к бурному росту творческих и общественных организаций? А может, возможность для наиболее талантливых либо, наоборот, беспринципных сделать головокружительную политическую карьеру?

Короткий исторический отрезок — от Первой мировой до начала 1920-х — вместил в себя несметное число событий. Своеобразным путеводителем по выставке выступает историческая хроника. Представлены основные вехи: отмена черты оседлости, вероисповедных и национальных ограничений. Евреи стали членами ведущих партий, что было альтернативой реализации в кругу «своих». Наиболее яркой звездой оказался, конечно, Лев Троцкий: ему посвящена отдельная комнатка-инсталляция с изображением карты земного шара на стенах. Из Петербурга во все стороны тянутся красные ниточки, достигая Исландии и даже Латинской Америки. Так организаторы визуализировали мечты о перманентной революции.

В целом еврейское общество оставалось раздробленным: существовало множество разнонаправленных течений. О насыщенной политической жизни свидетельствуют документы: агитационные листовки, поддерживающие Временное правительство, плакат Бобруйского комитета Объединенной еврейской социалистической рабочей партии. Многие агитматериалы выполнены легендарным Эль (Лазарем) Лисицким, впоследствии знаменитым супрематистом. А тогда будущий классик создавал совершенно злободневные вещи, а также иллюстрировал книги на идише.

Период от Первой мировой до начала 1920-х оказался временем подъема еврейской культуры. Открылся кружок национальной эстетики «Шомир», театр «Габима», поддержанный Станиславским. Устраивались выставки живописи и скульптуры. Бунд — всеобщий еврейский рабочий союз — проводил митинги-концерты. О достижениях тех лет свидетельствуют предметы изобразительного искусства: от экспериментальных работ Роберта Фалька до традиционного портрета Ленина кисти Исаака Бродского.

Сведения о потрясениях перемежаются мирными газетными объявлениями, среди которых есть и трогательные. Их авторы будто не заметили бушевавших страстей: «Требуется в провинцию молодая бонна фребеличка к мальчику 6-ти лет, знающая в совершенстве древнееврейский и один из новых языков. Жалованье 50 руб., обращаться письменно. Режица, Витебская губерния, книжный магазин Шерешевского». Что стало с героями этих хроник, радовались они наступившей свободе или хлебнули горя — мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем.



Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru