02.08.2017
Кроме того, мастер считается одним из родоначальников уличной съемки. Его самая известная работа — «Не мое собачье дело» (1964). Пес запечатлен на фоне равнодушных ног и спин. Богданов, уроженец Ленинграда, рассказывает: «Однажды из столицы приехал коллега, сотрудник газеты «Социалистическая индустрия». Для москвичей всегда расшибались в лепешку. Я повез его в Парголово: там проходит знаменитая лыжная трасса. Искали хорошую точку съемки, залезли повыше. Быстро продрогли: на фото видно — падал мокрый снег. Стали спускаться, и вдруг я заметил собаку. Успел снять лишь пару кадров. Один из них оказался удачным».
В ряду любимых «уличных» работ до сих пор стоит мимолетный и вместе с тем обращенный в вечность снимок цыганок в Летнем саду (1967): женщины, забредшие невесть откуда, закутаны в клетчатые одеяла и изящно зарифмованы со статуей в пышном облачении.
Случай многое определил в его судьбе. Будущий фотограф учился в текстильном институте, куда попал, поскольку хорошо катался на коньках, а вуз славился спортивной кафедрой. По окончании должен был стать технологом трикотажного производства, но понял — не его, и, не дожидаясь выпуска, ушел. Затем увлекся охотой, однако, по словам мэтра, это быстро прошло: «Как-то приятель подстрелил зайца и решил передо мной похвастаться. Взял раненого зверя за задние лапки и ударил о ствол дерева: патроны-то жалко. Тот душераздирающе закричал. Страсть к охоте мгновенно пропала: продал ружье и купил фотокамеру».
В ленинградский период были созданы многие известные снимки. Владимир Владимирович вспоминает: «Раневскую с «Литературной газетой» в руках удалось запечатлеть совершенно случайно. Шел на службу и вдруг увидел актрису на лавочке. Прочитанные страницы Фаина Георгиевна бросала на землю. Хотел подобрать, а она: «Милый мальчик, не трудитесь, я их уже посмотрела».
Это фото оказалось пророческим: впоследствии Богданов отдал «Литературке» более 20 лет жизни. В Москву переехал по воле фортуны: женитьба, разные житейские обстоятельства. Для фоторепортера в столице нашлось много работы: «В Ленинграде было лишь несколько мест съемки: порт, металлический завод, мясокомбинат имени Кирова. Ты словно двигался по кругу».
В Белокаменной Владимир Владимирович сделал ряд знаковых портретов. В частности, Лили Брик, которая в старости крайне редко соглашалась позировать. «Какой она была? Трудно сказать. Пожалуй, надменной», — говорит он о ней. Многие кадры опять-таки родились благодаря удаче. Например, фото Высоцкого (1976) получено в экстремальных условиях: из-за кулис на подпольном концерте.
Правда, тоска по родным местам с годами не исчезла. Она отразилась в кадре «Великий город с областной судьбой» (1992): заснеженный Исаакиевский собор и метла, прислоненная к колонне, — контраст утраченного величия и незамысловатого быта.
Мягкий юмор и внимание к героям роднят мастера с его современниками Владимиром Лагранжем и Юрием Абрамочкиным, представителями гуманистического направления отечественной школы светописи. Фотограф признается, что никогда не лез в жизнь персонажей, старался быть незаметным. Не считал правильным подходить слишком близко, поэтому использовал телеобъектив. «Не хотел выставлять людей в плохом свете. Правда, однажды заснял влюбленную пару на бульваре в самый кульминационный момент».
В 1990-е тональность изменилась, стала более мрачной, однако стремление подмечать любопытные детали никуда не делось. Богданов фотографировал петуха, диковинным образом появившегося на Красной площади, горожанку в китайской шубе на фоне бродячих собак… Сохранить интерес к жизни в любых обстоятельствах, не обрасти панцирем цинизма — редкая удача, которая и здесь оказалась на стороне маэстро.