Хрупкий Октябрь

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.04.2017

Цикл выставок «Рожденные Октябрем» стартовал во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Первой открылась «Весна в Октябре»: стекло и керамика 1960–1980-х годов. Название проекта не только отсылает к дате вернисажа, но и перекликается со своеобразным «оттепельным» трендом, охватившим московские  музеи. 

Действительно, для отечественных художников, создававших вазы, сервизы и фарфоровую мелкую пластику, рубеж 50–60-х оказался чрезвычайно важным — дал импульс на годы вперед. Это совпало с технологическим прорывом: на легендарном Ленинградском фарфоровом заводе запустили производство костяного фарфора, ничуть не уступавшего тончайшему английскому. На Дулевском шла активная работа по изготовлению качественных керамических красок. А на Ленинградском заводе художественного стекла в 1958-м создали особое сульфидно-цинковое стекло, обладавшее большими декоративными возможностями.

Впрочем, на выставке вопросы технологий мягко уведены в тень, а на первый план выступают разнообразие сюжетов и эволюция стиля. В центральном зале представлен наиболее торжественный пласт искусства: гигантские вазы с политическими лозунгами («Народ и партия едины. Слава КПСС», Михаил Тараев, конец 1970-х), а также массивные расписные блюда. Здесь же размещены вещи, посвященные Великой Отечественной: например, работы мастера по стеклу Татьяны Шушкановой («Добровольцы», 1985). Однако в эпоху «оттепели» быт и частные интересы уже заявили о своих правах, так что можно обнаружить экспонаты иного толка. Типичные ранние 60-е: лаконичный набор для молока, выполненный в лимонном и черном. Автор — Надежда Литвиненко, трудившаяся на Конаковском фаянсовом заводе. Ее произведения отличались не только простотой форм, но и функциональностью — отзвуки экспериментов 1920-х, нередко проявлявшиеся в творчестве мастеров того поколения. 

Еще один оммаж эпохе авангарда — кофейный сервиз «Суетин» (1960), созданный классиком прикладного искусства Борисом Смирновым. Необычные крышки и ручки, множество прямых углов, сдержанная шоколадно-черно-белая гамма — все это напоминает о формальных экспериментах самого Николая Суетина, считающегося, между прочим, реформатором русского фарфора. Больше тридцати лет он проработал на ЛФЗ, куда привел свою жену, ученицу Малевича Анну Лепорскую. Ее творения тоже можно увидеть в экспозиции: не только предметы, в которых ощущается дыхание супрематизма (сервиз «Праздничный», 1969), но и более традиционные (сервиз «Старый парк», 1970-е), изящные и даже чуть старомодные.

Организаторы проекта попытались показать наиболее важные пути развития отечественного стекла и керамики. Крайние точки — ни на кого непохожий Иван Мачнев с его смелыми работами, проникнутыми национальными мотивами, и «королева фарфора» Аста Бржезицкая, создававшая более понятные фигуративные вещи — сценки из сказок и бытовой жизни. Мачнев, «гений хрусталя», представлен комплектом «Иван Калита» (1982), где в очертаниях бокалов и графинов угадывается намек на древнерусские костюмы. Бржезицкая же переосмысливает пасторальные образы. Скажем, скульптура «Весна» из серии «Времена года у нас в Черемушках» (1980): почти античный мотив — дева в цветочном венке, окруженная барашками. Однако песочные брюки, кеды и небрежно завязанная на бедрах кофта указывают на современное происхождение. Еще пример «фарфорового народца» (как сама художница называла свои творения) — кокетливая пластическая композиция «Милый лжец» (1962).

В рамках выставки был запущен спецпроект «Мечты о космосе», который в отличие от самой экспозиции продлится не до 27 ноября, а лишь до 29 мая. Небесные приключения показаны через призму декоративно-прикладного искусства: от портсигаров и ярких батиков до лаковых шкатулок с изображением героев, будто сошедших со страниц русских сказок и преломленных в советско-космическом ключе. И все это в эстетике то прорывной, то слишком наивной, но всегда — знакомой с детства.