26.05.2016
Небольшие работы показывают блестящий петербургский двор эпохи Александра III. В то время балет уже стал «нашим всем». В подобной ситуации возглавлять театр — занятие непростое. Впрочем, Иван Александрович не был обыкновенным чиновником. Он, словно «человек-оркестр», участвовал в придумывании либретто, рисовал эскизы костюмов, а также принял эпохальное решение: именно по его инициативе Петр Чайковский написал музыку «Щелкунчика» и «Спящей красавицы».
Варившийся в театральной среде, Всеволожской создал острые карикатуры на коллег. Здесь можно увидеть и пожилого Петипа, порхающего в образе Зефира, и его дочь Марию, изображенную худой, с огромной грудью и тонкой талией — эдакой Барби (что мало соответствует реальному облику балерины). Темпераментную красавицу Всеволожской недолюбливал за некоторую вульгарность, хотя, по отзывам современников, в характерном танце ей не было равных. Кроме того, есть шарж на Александра Островского: он нарисован в виде Будды — отсылка к влиятельности драматурга. Досталось и композитору Антону Рубинштейну, а также многим современникам, далеким от театра. В частности, под раздачу попали обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, редактор «Московских ведомостей» Михаил Катков, генерал-губернатор Москвы князь Владимир Долгоруков, министр юстиции Дмитрий Набоков (дед знаменитого писателя).
Здесь же показана и другая сторона Всеволожского: эскизы к «Спящей красавице» и несколько сшитых по ним костюмов — пышных и, казалось бы, совершенно неприспособленных для танца. В итоге великолепная эпоха расцвета империи раскладывается перед зрителем, как пасьянс.