11.12.2015
Здесь более ста экспонатов. Точкой отсчета выбран расцвет конструктивизма. Художники того времени, как известно, стремились не просто изменить архитектуру и городскую среду, но и создать нового человека. Некоторые мастера — например, Любовь Попова, Александр Родченко и его жена Варвара Степанова — обратились к промышленному дизайну. В частности, откликнулись на призыв Первой ситценабивной фабрики, попросившей через газету «Правда» придумать новые узоры. На выставке можно увидеть смелые яркие геометрические рисунки Родченко, Поповой и Степановой. С ними соседствуют произведения Сони Делоне — одной из главных фигур западного ар-деко. Вероятно, иноземное вкрапление понадобилось, чтобы продемонстрировать: советские эксперименты шли в ногу со временем. Цель выставки — показать самобытность нашей продукции. В 1940-е – 1950-е годы советская мода совершила кульбит: на место прямых силуэтов пришли приталенные наряды, а нелюбимый конструктивистами цветочный орнамент был восстановлен в правах. Кроме того, в моду вошел горошек, а также пышные юбки в стиле New Look.
И, наконец, в 1960-е конструктивистские идеи вновь обрели популярность. Девушки нарядились в трапециевидные платья (только с безбожно укороченными юбками), а на тканях, в частности на шелковых платках, появились геометрические принты. Дело не только в том, что мода «закольцевалась». По мнению организаторов, она прошла этапы взросления: от молодости — времени идей и открытий — до зрелости, когда царил ГОСТ. И несмотря на противоречивое ощущение от экспликаций, где, к примеру, ткани и платки с портретами Ленина, Сталина и фигурами красноармейцев трактуются исключительно как «пропаганда», это краткое пособие по эволюции отечественной моды кажется вполне удачным.