11.11.2015
Экспонаты расположены в хронологическом порядке. Сначала — 1910-е, пропитанные эстетикой Первой мировой: даже такой безобидный предмет, как веер, украшен портретами офицеров. Далее 1920-е: платья теряют талию, а шляпки по форме напоминают военные каски. Десятилетием позже силуэт смягчится, станет более женственным, а советские женщины, подобно голливудским дивам (точнее, советской богине Любови Орловой), бросятся обесцвечивать волосы и выщипывать брови. Наряды тех времен умопомрачительны: легкий шифон, переливающийся шелк... Особенно роскошны платья, сделанные в мастерской Надежды Ламановой — дореволюционной, а потом советской художницы костюма, работавшей в театре и кино.
В 1940-е дамский силуэт подвергся влиянию стиля милитари, обзавелся широкими и массивными плечами. 50-е и 60-е покорили подиум новым расцветом женственности: в СССР перекочевал диоровский «нью-лук», а затем — геометричная мода эпохи «Битлз». В экспозиции можно увидеть невообразимые наряды: синее платье в горох из шелкового муара (к нему прилагается шляпка-таблетка), строгий твидовый костюм с бархатным воротником, фиалковое коктейльное платье (сшитое из нейлона — модного материала), туалеты из органзы и гипюра.
70-е представлены эпохой хиппи, джинсов и одежды в стиле пэчворк. На этом фоне 80-е, 90-е и нулевые кажутся куда менее интересными.
Впрочем, выставка Васильева — не только про моду (в конце концов, ее историю описывает немало книг), но и про людей. В экспозиции показаны платья и аксессуары, принадлежавшие легендарной балерине Ольге Лепешинской, а также ее коллегам — Раисе Стручковой, Майе Плисецкой, Екатерине Максимовой. Есть туалеты более простого происхождения — дикторов, работниц торговых представительств, жен дипломатов. Разглядывая пышные юбки, норковые жакеты, крошечные шляпки, понимаешь: что-что, а желание хорошо выглядеть у женщины — в том числе и советской — неистребимо.