Авангард с человеческим лицом

26.06.2015

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

В МВЦ «Рабочий и колхозница» — экспозиция «Русский авангард: от рассвета до заката. Из собрания Ю.М. Носова». Несмотря на провокационное название, на огромной выставке, а здесь представлено более 250 картин 1910-х — начала 1940-х годов, практически нет произведений, считающихся мейнстримом русского модернизма: ни абстракций Кандинского, ни супрематических полотен Малевича. Лишь архитектурные модели, выполненные, по-видимому, кем-то из учеников последнего. Нефигуративное искусство явно в меньшинстве: большую часть экспозиции занимает предметная живопись и графика.

За авангард отвечают члены «Бубнового валета». Например, Аристарх Лентулов, предстающий портретистом, а также мастером реалистического пейзажа — с легко узнаваемым ярким широким мазком. Любовью к цвету радует и Петр Кончаловский: на выставке можно увидеть сочный натюрморт «Пионы на окне» (1932). Чуть более темные и приглушенные краски — у другого «бубновалетовца» Роберта Фалька («Портрет А.С. Юмашевой», 1944).

В экспозицию включены и работы тех, кого вряд ли можно отнести к авангарду. Например, натюрморты, написанные известным иллюстратором Николаем Тырсой. Или нежный портрет девушки, выполненный советским импрессионистом Юрием Пименовым. А вот графические листы последнего — совсем другое дело: резкие и лаконичные, они отсылают к эстетике плаката 1920-х годов. В целом графика, показанная на выставке, тяготеет к утилитарности: это плакаты, афиши, проекты интерьеров... Отдельного внимания заслуживают эскизы костюмов к опере «Борис Годунов» (1926), созданные известным художником Федором Федоровским, и вполне традиционный карандашный портрет, выполненный экспериментатором Владимиром Татлиным («Юноша в деревянном кресле», 1940). А также — памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, нарисованный Артуром Фонвизиным в фирменной дрожащей манере. Конечно, любителей «чистого» авангарда подобное может не удовлетворить. Однако это не так уж важно: главное, получилась любопытная выставка.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Юрий Носов 29.06.2015 22:45:02

    Уважаемая Ксения!
    Благодарю Вас за посещение моей выставки , за отзыв о ней в Вашей статье "Авангард с человеческим лицом". Я отчасти Ваш коллега, защищал диссертацию в1986 году на журфаке . Научным руководителем был Я.Н. Засурский. Думаю Вы его знаете.
    Поэтому позвольте и мне сделать отзыв о Вашей статье. Отнеситесь адекватно к моей на откровенности и прямоте. Имея сорокапятилетний коллекционерский стаж, несколько известных кураторских проектов, с десяток статей по вопросам искусства и коллекционирования, думаю, я имею на это право.
    Частная коллекция в редчайших случаях включает Кандинского и Малевича. Вы много знаете подобных собраний с абстракциями Кандинского и супрематическими Малевичами?, Поэтому вряд ли справедливо с подобных упреков начинать статью. Кроме хрестоматийных авторов представленных, как правило в музеях, существовали десятки других великолепных художников - авангардистов. Частные собрание (если это не собрание Костаки, которое теперь тоже стало музейным) как правило и ставит задачу расширить наши представление об этих процессах , выйти за рамки авангардного букваря, краткой авангардной хрестоматии. А с этим моя выставка прекрасно справляется. Тем более, что одно перечисление таких имен как: Гончарова, Куприн, Кончаловский, Лабас, Лентулов, Пахомов, Удальцова, Фальк, Штеренберг, Шевченко говорит само за себя. даже не искушенным зрителям. А такие имена как Басманов, Барто, Бебутова, Галаджев, Голополосов, Гринберг, Витинг, Жегин, Зефиров, Ермилова-Платова, Карахан, Львов, Платов, Рублев, Русаков, Тансыкбаев порадуют знатоков.
    Пренебрежительное "ЛИШЬ" про "архитектоны", которые Вы называете "архитектурными моделями ...... учеников Малевича" весьма неуместно , поскольку это редчайшие и уникальные арт-объекты (автором некоторых из возможно является и сам Малевич. Требуются дальнейшие атрибутационные исследования. Вот в Русском музее и ГТГ действительно находятся "ЛИШЬ" по одному руинированному архитектону, а здесь сразу четыре. Это СЕНСАЦИЯ, если Вы разбираетесь в вопросе!
    Хватает и учеников Малевича, есть даже повторение "Черного квадрата" работы его ученика и соратника по группе "Уновис" - Ефима Рояка. Есть и замечательный Криммер, если Вы слышали про такого, не говоря уже о трех контррельефах Петра Галаджева и трех его роскошных абстракций, которые могут украсить любую, даже музейную зкспозицию.
    Вы пишите, что нефигуративное искусство в меньшинстве. Да это так. Но никто и не ставил задачу собрать выставку нефигуративного искусства. Если Вы внимательно вдумаетесь в название, там нет об этом и намека. Концепция выставки не беспредметная живопись, а авангард., так как он трактуется в настоящее время.
    Авангард современными ведущими искусствоведами трактуется весьма широко, включая то, что в 30-е годы называлось "формализм" и с чем боролась власть и вульгарно-социологические критики, во главе с О.Бескиным. Посмотрите трех-томник "Энциклопедия русского авангарда". Москва. 2013. Соствавители :Ракитин и Сарабьянов . В нем сотни имен : Все представленные на выставке художники входят в эту энциклопедию. Поскольку концепция выставки - "авангард : от рассвета до заката", то натюрморт Николая Тырсы, которого , как Вы пишете, "вряд ли можно отнести к авангарду" иллюстрирует как раз завершающую стадию его творчества, но где "формальные" парижские приемы достаточно хорошо видны. Кстати, он известен не только как иллюстратор, как Вам кажется, но и как прекрасный живописец. То же и с Пименовым - две прекрасные вещи иллюстрируют его эволюцию от немецкого экспрессионизма к особого рода лирическому реализму, где ранние эксперименты легко проглядываются. Не уверен, что они отсылают нас эстетике плаката 1920--х годов, как Вам кажется. Скорее станковая графика влияла на плакат того времени.
    Пять эскизов плакатов, афиш и один эскиз оформления интерьера вряд ли позволяет делать вывод, что в "в целом графика тяготеет к утилитарности".
    Короче, на мой взгляд статья некультурная, очень поверхностная. Примеры случайные, оценки немотивированные.
    Не обижайтесь, но я посоветовал бы Вам попробовать себя на другом поприще.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть