22.05.2015
К сожалению, здесь нет шедевров самого Брейгеля Старшего, получившего прозвище Мужицкий за любовь к грубым сценкам из крестьянской жизни. Тем не менее картины сыновей и внука, а также их современников дают исчерпывающее представление о его художественных принципах. Нередко перепевающие полотна Брейгеля Старшего, эти работы кажутся удивительно похожими. Типичная сценка — толпа, словно увиденная откуда-то сверху: страшные лица, гротескные шутки, утрированные эмоции. Неказистая крестьянская жизнь, казавшаяся современникам Брейгеля Мужицкого экзотикой: зачем тратить краску на подобные вещи?
Впоследствии эти изображения стали своеобразным брендом, который подхватили потомки художника. Один из них — его сын Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (считается, что эта кличка приклеилась к нему после ранних произведений, выполненных в духе Босха). Он возглавлял мастерскую в Антверпене и создал множество копий картин отца, отдавая предпочтение декоративной манере. Его брат, Ян Брейгель Старший (получивший прозвище Бархатный за искусные изображения), был мастером миниатюрной живописи и отличался изысканным стилем. Еще более способным оказался сын последнего, Ян Брейгель Младший, которого впоследствии нередко путали со знаменитым дедом. На выставке можно увидеть натюрморт его кисти — роскошный, написанный с большим вниманием к деталям.
Не отставали и другие художники: Хендрик ван Бален, Ян ван Кессель Старший, Мартен ван Клеве Старший, Йос де Момпер Младший — тоже жившие в Антверпене и попавшие под влияние фламандского гения. Мрачные и яркие, уродливые и притягательные, смешные и в то же время глубоко печальные — такими были картины «эры» Брейгеля.