Глиняный Карл

Сергей ГРОМОВ

20.04.2018

В эти дни 100 лет назад появился первый в мире памятник Карлу Марксу. Его возвели в Пензе, а помпезное открытие приурочили к вековому юбилею основоположника «единственно верного учения».

28 апреля 1918-го «Правда» по этому поводу писала: «Далеко от лондонского кладбища, где ютится могила с простой каменной плитой, в глубине первого пролетарского государства вырос первый памятник первому мыслителю и борцу пролетариата, первый общественный памятник Марксу... Находящаяся в тяжелом положении, среди великой борьбы, окруженная кольцом палачей-империалистов всех стран, пролетарская республика является наглядным доказательством жизнеспособности марксистского учения... Первый памятник Марксу, воздвигнутый в Пензе, именно так и служит делу революции».

«Делу революции» поясной портрет работы скульптора, в ту пору комиссара местного художественного училища, Ефима Равделя прослужил совсем недолго. Выполненный из крайне непрочных материалов (глины с примесями), он просуществовал менее месяца — то ли сам треснул, то ли подвергся атаке несогласных с политэкономической теорией германского мыслителя «вандалов».

Уже 11 мая губернский Совет рабочих и крестьянских депутатов принял решение об установке вместо прежнего бюста некоего «постоянного памятника». Однако и в этом случае с реализацией дело не заладилось: строительство завершилось, судя по всему, на этапе закладки. Что помешало довести начатое до конца? Скорее всего, Гражданская война. А первый долговечный монумент Карлу Марксу воздвигли в Пензе только в 1960-м — на Советской площади.

В июле 2011-го этот бронзовый двухметровый бюст на шестиметровом гранитном пьедестале демонтировали, несколько лет он пробыл на хранении и реставрации. Наконец, весной 2014-го поставили на новом месте, а 30 мая того же года — в присутствии руководителей города и области — торжественно открыли. Многие увидели в этом положительный знак: в то время, когда на Украине и в некоторых странах бывшего Варшавского блока разгоралась война с памятниками советского времени, «в глубине первого пролетарского государства» (пусть и бывшего) вновь предстал для всеобщего обозрения красноречивый символ навсегда ушедшей эпохи.