Так спляшем карманьолу!

Сергей ГРОМОВ

03.11.2017

85 лет назад, 7 ноября 1932 года, в Ленинграде прошла премьера балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа». Балетмейстер — Василий Вайнонен, режиссер — Сергей Радлов, художник — Владимир Дмитриев, дирижер — Владимир Дранишников. Основные партии исполняли Ольга Иордан, Вахтанг Чабукиани, Наталия Дудинская, Нина Анисимова, Константин Сергеев.

Показ, состоявшийся в Государственном академическом театре оперы и балета (ныне — Мариинский театр), был приурочен к 15-й годовщине Октября. Спектакль, конечно же, рассказывал о революции — Великой французской.

Краткое содержание первоначального варианта либретто, написанного Владимиром Дмитриевым и Николаем Волковым, таково. Главная героиня — юная крестьянка Жанна, злодей — наглый, чрезвычайно избалованный сын мэра города Марселя граф Жоффруа. Впервые они встречаются в лесу, где аристократы охотятся, а девушка с родными — отцом Гаспаром и братом Пьером — собирают хворост. В качестве завязки социально-политической драмы использована злободневная во все времена тема, которую в наши дни нередко обозначают словечком «харассмент»: домогательства графа-мажора, который пытается заключить несчастную в свои липкие объятия. На помощь дочери прибегает Гаспар, дает мерзавцу отпор и в результате оказывается в узилище мэрского замка. Его вскоре освободят из тюрьмы революционные горожане.

Потом они маршем — разумеется, под «Марсельезу» — двинутся в Париж, на помощь восставшим санкюлотам. В этом отряде, как нетрудно догадаться, окажутся Жанна, Гаспар и Пьер. Со своим обидчиком главная героиня встретится в следующий раз в начале третьего акта, перед взятием повстанцами королевского дворца Тюильри. Зло в итоге будет побеждено, тирания падет, а граф Жоффруа умрет от ножевого удара, нанесенного другом прелестной пейзанки.

С тех пор детали, обстоятельства и даже некоторые действующие лица в сценарии менялись не единожды. Неизменной в целом оставалась хореография, сочетавшая в себе элементы классического балета и национальных танцев конца XVIII века — фарандолы, сарабанды, карманьолы. Особенно примечательно, на взгляд специалистов, было прежде всего то, что в «Пламени Парижа» очень много... пели.

Этот спектакль любил Сталин — посмотрел его несколько раз. Постановка давно стала нашей классикой. В XXI веке «Пламя» начали ставить вновь. Сначала, с 2008 года, — балетмейстер Алексей Ратманский, затем, с 2013-го, — Михаил Мессерер.