Сила «Традиций»

Ирина БОРИСОВА Елена ФЕДОРЕНКО

24.10.2019

Завершился первый Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов в рамках грандиозного национального проекта «Культура», инициированного правительством и Министерством культуры РФ. О масштабном и самобытном празднике, проведение которого было поручено Государственному Российскому Дому народного творчества имени В.Д. Поленова, мы решили расспросить его директора, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Тамару ПУРТОВУ.

культура: Поддержка народного творчества в рамках Нацпроекта «Культура» — разовая акция?
Пуртова: Конечно, нет. Сам проект рассчитан на шесть лет и состоит из трех частей: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». В каждой есть острая необходимость и каждая внесет свой вклад в сохранение народной культуры. Первая предполагает строительство и материальное обеспечение учреждений культуры, преимущественно на селе. Чтобы наполнить их созидательной энергией, нужны «Творческие люди», их и открывает наш фестиваль. Благодаря «цифре» расширится информационное пространство, в том числе будут созданы виртуальные концертные залы.

культура: На какой срок рассчитана фестивальная инициатива?
Пуртова: Смотры любителей спланированы тоже на шесть лет и представят все жанры: в нечетные годы участниками станут коллективы направления «Традиции». В четные — на праздники под названием «Культура — это мы!» соберутся любительские театры и цирки, академические вокальные и хореографические ансамбли, духовые оркестры.

культура: То есть нынешний фест — поклон вечным ценностям?
Пуртова: В 2019-м, нечетном, мы завершаем «Традиции». Гранты — сорок миллионов на двадцать победителей — распределены по четырем номинациям: народная музыка, пение, танец и традиционная культура (фольклор). Старт провели по видеоматериалам, и в нем смогли участвовать самодеятельные артисты из отдаленных городов и сел, что очень важно. Второй этап собрал лучших представителей федеральных округов в местной «столице». Победители приглашены на гала-концерт в Москву. Он состоится 4 ноября, в День народного единства, в театре фольклора «Русская песня», где заместитель председателя правительства Ольга Голодец вручит лауреатам заслуженные награды.

культура: Какие критерии сыграли решающую роль в выборе главных героев?
Пуртова: Сохранение самобытности и высокий художественный уровень. Его обеспечило участие известных талантливых коллективов со званиями «образцовый», «народный», «заслуженный».

У нас не было намерения поровну разделить награды по номинациям: пять — пению, пять — танцам и так далее. По итогам голосования наибольшее количество грантов получили фольклорные ансамбли.

культура: Любительское движение прекрасно своей массовостью. Сколько артистов собрал фестиваль?
Пуртова: 250 творческих коллективов, более четырех тысяч исполнителей. Пришлось объединять участников нескольких регионов: Южный с Северо-Кавказским выступали в Ростове-на-Дону, Поволжье с Уралом — в Саратове. На этот раз «разделили» Сибирь и Дальний Восток — приняли во внимание просьбу министра культуры Хабаровского края: «Далеко ехать, невозможно привезти всех артистов». Зональный этап конкурса прошел в Томске и Хабаровске. Самым массовым оказались Северо-Западный и Центральный округа: без малого 100 коллективов порадовали своим искусством Тверь!

культура: Для городов предусматривался особый кастинг?
Пуртова: Саратов, Томск, Ростов-на-Дону, Тверь, Хабаровск мы хорошо знаем, с ними давно сотрудничаем. Там сильные Центры народного творчества, есть удобные сцены и большие зрительные залы, куда любит приходить публика.

«Столицы народного творчества» будут меняться. С главами регионов достигнуты предварительные договоренности о проведении фестиваля-2020 в Ижевске, Новосибирске, Ставрополе, Костроме и во Владивостоке.

культура: За свою более чем вековую историю прекрасный Поленовский дом составил солидную летопись смотров. Есть ли в нынешнем что-то особенное?
Пуртова: Формы и форматы конкурсно-фестивального движения должны развиваться. Нацпроект «Культура» открывает новый уровень, наш смотр удалось провести как важную акцию, как грандиозное культурное событие. Скептики не верили, что выдержим такой размах, но — получилось. С помощью форсайт-сессии попробовали гипотетически смоделировать образ будущего в сфере народного творчества: определить цели и договориться о совместных действиях для их достижения. Сегодняшнее положение дел обсудили откровенно, проанализировали тенденции, как положительные, так и отрицательные. Диалог с грядущим при поддержке новейшей технологии увлек всех!

Представляли презентации объектов нематериального культурного наследия — обычаи, обряды, празднества. На флешмобы собирались тысячи человек — не останавливал ни дождь, ни ветер. Показы выступлений транслировались по интернет-каналу, голосованием определяли победителя, самым активным зрителям вручали подарки. После открытия фестиваля в Саратове в 39 раз возросло число подписчиков YouTube-канала ГРДНТ имени Поленова. Саратовцы, попавшие на концерты, с удовольствием делали селфи с артистами-любителями в фойе, на фоне эмблемы смотра, выкладывали фотографии в Сети с хештегом #поддержитрадиции. Все это значительно расширило аудиторию национального проекта.

Провели анкетирование участников фестиваля — отдел социологии РАН уже обрабатывает анкеты и готовит выводы. Важно узнать досуговые предпочтения молодежи, как и любителей почтенного возраста — их немало в фольклорных коллективах. Давно хотелось получить ответ на вопрос: чем сегодня самодеятельность привлекает перегруженных заботами людей? Надеюсь, результаты окажутся любопытными и важными. Мониторинг позволяет провести адекватное и серьезное исследование, без которого планы на перспективу не построить.

культура: Раньше не требовался подобный анализ?
Пуртова: Последнее социологическое исследование такого рода было осуществлено 43 года назад. Над ним трудились две «одноименные» организации: наш Дом народного творчества и Ленинградский институт культуры имени Крупской (тогда и ГРДНТ тоже носил имя Надежды Константиновны).

культура: Судейскую команду представите?
Пуртова: Члены жюри — известные и уважаемые профессионалы. Среди них руководители знаменитых коллективов, народные и заслуженные артисты, деятели искусств, которыми гордится Россия: Александра Пермякова (Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого), Гюзель Апанаева (Школа-студия при ГААНТ имени Игоря Моисеева), Эдуард Ахметов (вокально-хореографический ансамбль «Русь» имени Фирсова), Иван Громаков (казачий ансамбль «Ставрополье»), Александр Буйвол (ансамбль Донских казаков имени А.Н. Квасова), Светлана Игнатьева (Северный русский народный хор). А также легенда Алтая, исполнитель горлового пения Владимир Кончев, создатель уникальных народных инструментов калужанин Леонид Резников, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Анна Литвиненко и другие.

В каждом городе, принимавшем участников, знаменитые члены жюри проводили мастер-классы. Тогда о времени забывали все — вместо полутора часов могли заниматься и три, и четыре! Приходилось «вытаскивать» педагогов из залов, чтобы успеть на следующее мероприятие. Увлекались и наставники, и ученики. Попробовала прервать затянувшееся занятие артистов-любителей с замечательным домристом, народным артистом России Александром Цыганковым — не получилось: столь заинтересованный шел разговор профессора с аудиторией.

культура: Занятия с известными деятелями искусств — уже награда. Творческие мастерские, которые проводятся на всех мероприятиях Поленовского дома, — удивительная традиция...
Пуртова: Да, у нас нет ни одного конкурса без мастер-классов! Куда бы ни ехали наши специалисты, везде — обсуждения, круглые столы и, конечно, творческие лекции и практические уроки. За это и любят наши конкурсы и фестивали, всё — честно, все решения объясняются, недостатки — разбираются, поэтому нет места предвзятости и равнодушию, «покупка» дипломов исключена.

Мечтаем о том, чтобы Министерство культуры утвердило перечень рекомендованных форумов и смотров, на которых происходит реальная оценка художественного уровня и творческого наполнения выступлений. Мы, конечно, не можем запретить коллективам участвовать в коммерческих прожектах, но должны рекомендовать наиболее честные и справедливые. Это и губернаторам, и главам регионов даст верные ориентиры для поддержки гастрольной деятельности коллективов.

В нашем конкурсе, пожалуй, впервые главным показателем суждений являлись оценки и баллы. Многие возражали: любительское творчество и цифры несовместимы. Но именно математический метод помог определить достойные грантов коллективы. Например, в Саратове и Твери мы увидели столько ярких выступлений, что без оценок, а они отличались на доли процента, лидеров выбрать было бы невозможно.

культура: Мнения членов жюри часто расходились?
Пуртова: Совпадали! В судейской команде мы намеренно собрали специалистов разных профилей, непохожие артистические индивидуальности. Думали, будут горячие дебаты, а получилось органично и убедительно — с цифрами не поспоришь.

Другое дело, что хотелось бы вручить больше грантов, для народных коллективов любая денежная сумма — подспорье. Мы это, конечно, понимаем и на смотрах всегда стараемся оказать поддержку многим. В данном случае ничего в условиях не меняли: серьезный конкурс, исторический проект — внушительной должна быть и награда лидерам. Если поделить средства по принципу «всем сестрам по серьгам», тогда нивелируется значение коллектива-флагмана. Все-таки главная задача — определить ориентиры, показать, на кого равняться. Лауреатам мы вменили в обязанность проведение в своем регионе мастер-классов и концертов — зачастую именно любители дарят эстетические впечатления и живое искусство своим землякам в малых городах и селах.

культура: И все-таки, так ли необходим национальный проект «Культура»?
Пуртова: Его значение не переоценить. Появятся в российской провинции новые дома культуры, отремонтируют обветшавшие. Развитие любительского творчества — в прямой зависимости от состояния учреждений культуры. Часть из них закупают «автоклубы», чтобы иметь возможности для обмена коллективами и выступлений в отдаленных районах, где концерты артистов ждут с нетерпением.

В еще недалекой советской истории художественная самодеятельность окружалась заботой и участием. В постсоветский период такое серьезное внимание к любительскому творчеству уделяется впервые. Национальный проект «Культура» вместе с проектом партии «Единая Россия» «Культура малой Родины» и ведомственным проектом-первопроходцем «Дом культуры. Новый формат» и создадут мощнейшее поле для сохранения и развития народных традиций — важнейшей задачи государственной культурной политики!

культура: В фестивалях 2021-го и 2023-го коллективы, сегодня отмеченные грантами, смогут участвовать?
Пуртова: В условиях конкурса прописано выдвижение других коллективов, не получавших высшую награду в нынешнем смотре. Достойных любительских трупп много, но грантов только двадцать. Мы решили вручать дипломы трех степеней тем участникам, кто реально заслуживает высокой оценки, но уступил лидерам в конкуренции по баллам. Дипломанты I степени могут считать себя номинантами в будущих смотрах. Это очень сильные коллективы, нельзя было оставить их без признания. Мы их любим, потому и работаем в сфере любительского искусства. А тех, кто не любит «народных» артистов, наша система сама отвергает.