Сергей Некрасов: «Тургенев передал в музей локон Пушкина, а Лифарь — занавеску»

Евгения ЛОГВИНОВА, Санкт-Петербург

17.10.2019

Старейший в России музей А.С. Пушкина отмечает 140-летие. Во главе комплекса, в который входят шесть литературно-мемориальных музеев в Санкт-Петербурге и Пушкине, более 30 лет стоит заслуженный деятель искусств РФ Сергей Некрасов. «Культура» побеседовала с ним о непростой судьбе коллекции и о событиях, происходящих в институции в юбилейные дни.

культура: С чего все начиналось?
Некрасов: Официально первый в России музей А.С. Пушкина открылся 19 октября 1879 года при Императорском Александровском лицее. Именно лицеисты разных выпусков заложили основу собрания.

Самый первый экспонат появился еще в марте 1855-го. Это был автограф стихотворения «19 октября», для которого лицейский староста Михаил Яковлев заказал большой зеленый картонный футляр, не забыв увековечить и свое имя рядом с именем поэта. Идея создания музея в стенах лицея, который к тому времени уже находился в Петербурге, принадлежала соученикам Пушкина Яковлеву, барону Модесту Корфу, тогда директору Санкт-Петербургской публичной библиотеки, и обожавшему поэта директору Императорского Александровского лицея генералу Николаю Миллеру.

Постепенно коллекцию стали пополнять и те, кто получил реликвии от находившегося при смерти Пушкина. Так, Иван Тургенев передал через Полину Виардо локон Александра Сергеевича вместе с запиской. В ней говорилось: на следующий день после кончины поэта прядь волос срезал камердинер по просьбе Тургенева.

Затем подключились и члены семьи Пушкиных: музею досталась сабля, подаренная солнцу русской поэзии генералом Паскевичем в 1829 году, мебель из Михайловского, ножницы. В 1884-м великий князь Николай Михайлович купил для Пушкинского музея картину Алексея Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом». В России на тот момент существовал единственный музей Пушкина, сюда поступали все экспонаты. В 1899 году к 100-летию Александра Сергеевича вышел первый каталог с подробнейшим описанием коллекции. Количество учтенных предметов составляло около 2,5 тысячи.

культура: Какие-то реликвии оказались за пределами России? Например, Василий Жуковский, у которого хранились рукописи и черновики поэта, умер в Бадене.
Некрасов: Так и было. В 1879 году, когда в Петербурге открылся первый пушкинский музей, из России во Францию эмигрировал русский коллекционер Александр Отто, позднее получивший от императора Александра III право официально носить фамилию Онегин. Обустроившись в Париже, в трехкомнатной квартире на улице Мариньян, он создал музей на основе своего собрания, в котором были и бумаги, касающиеся истории дуэли и смерти поэта, и множество документов, и богатая пушкинская иконография. Вскоре Павел Жуковский, сын поэта и наставника цесаревича Александра Николаевича, передал в коллекцию 60 рукописей Александра Сергеевича и 400 томов библиотеки отца.

Отто-Онегин мечтал вернуть реликвии в Россию. По поручению Академии наук Борис Модзалевский, один из организаторов Пушкинского Дома, отправился в столицу Франции, где два месяца составлял описи и обговаривал с владельцем подробности передачи собрания. В итоге 15 мая 1909 года оно было куплено за счет российской казны. Коллекционеру выплатили 10 000 рублей единовременно и назначили пожизненную ежегодную пенсию в 6000 рублей на пополнение коллекции, он получал деньги до 1918-го. Смена власти на родине не повлияла на намерения Отто-Онегина. Когда в 1925 году Александр Федорович умер, его собрание поступило в Пушкинский Дом в десятках контейнеров. Самую ценную часть, рукописи великого поэта, отправили с дипкурьерами.

культура: Расскажите о наиболее ярких ранних страницах истории музея.
Некрасов: Пожалуй, можно вспомнить две вещи. К 100-летию Императорского лицея в Царском Селе благодаря инициативе Павла Рейнбота, известного петербургского юриста, первого заведующего Пушкинским музеем при Александровском лицее, Репину была заказана картина «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года». Художник размахнулся и написал огромное полотно, которое по габаритам не вписалось в помещение музея. Поэтому Илье Ефимовичу пришлось сделать повторение, а масштабный холст хранился в Пенатах, пока его не купил Масарик, первый президент Чехословакии. Произведение до сих пор находится в резиденции главы Чехии. Специально для Репина воссоздали точную обстановку знаменитого экзамена в стенах лицея, для ее фотофиксации пригласили Карла Буллу. Кстати, сейчас в медиацентре нашего музея можно увидеть этот уникальный снимок. Среди участников той постановки были воспитанники Императорского Александровского лицея, жена Репина Наталья Нордман-Северова, государственные деятели.

Вторую важнейшую акцию осуществил князь Олег Константинович. Погибший во время Первой мировой, он успел внести неоценимый вклад в дело пушкинистики, инициировав многотомное факсимильное издание всех рукописей Александра Сергеевича, хранившихся в ту пору в музее.

культура: Все ли экспонаты из собрания первого пушкинского музея попали в ваши фонды?
Некрасов: В драматические месяцы 1917 года над лицейским музеем нависла опасность. Первым это понял Рейнбот, он обратился к Борису Модзалевскому. В результате началась подготовка к передаче фондов под эгиду Пушкинского Дома Академии наук. Однако формальности заняли около двух месяцев, и опасения Рейнбота сбылись. Полурота солдат, размещавшаяся в здании лицея, подгуляв, разбила витрину с реликвиями. В результате пропало несколько вещей. В том числе легендарный сердоликовый перстень-талисман, подаренный поэту на прощание в 1824 году Елизаветой Воронцовой, ставшей объектом его страсти в одесский период. Этот перстень Пушкин на смертном одре передал Жуковскому. Исчезла и свинцовая пуля в золотой оправе, найденная в кармане жилета Александра Сергеевича 27 января 1837 года.

культура: Какова дальнейшая судьба этих предметов?
Некрасов: Они пропали бесследно. Хотя теперь мы знаем, что в Лицейском музее находилась копия перстня, а оригинальный артефакт был украден двумя десятилетиями раньше, в сравнительно благополучном 1897 году. Жилет можно увидеть в мемориальной части экспозиции на Мойке, 12, а от перстня сохранились только отпечатки камня на воске и сургуче.

И еще несколько слов о дальнейшей судьбе коллекции. В 1925-м Пушкинскому Дому уступили последнюю квартиру поэта на Мойке. В 1937 году главным событием довоенной жизни Литературного музея стала Всесоюзная Пушкинская выставка в Москве, приуроченная к столетию со дня гибели Александра Сергеевича. Тогда же были благоустроены заповедные парки и подготовлены новые экспозиции в Михайловском.

К 150-летию со дня рождения солнца русской поэзии (в 1949-м, через 4 года после окончания войны) отреставрировали великолепный Александровский дворец, где разместился Всесоюзный музей А.С. Пушкина. Это произошло благодаря первому директору Матвею Калаушину, который смог вдохновить идеей создания музея президента Академии наук СССР, ученого-физика Сергея Вавилова. При содействии академика к торжественной дате был восстановлен и лицей.

Через два с небольшим года музей пришлось срочно перемещать в Ленинград: Александровский дворец отдали в распоряжение Министерства обороны. Помещения бывшей Морской таможни (Пушкинского Дома) оказались слишком тесными для размещения коллекции. Возникла угроза консервации фондов. И все же выход удалось найти: с согласия директора Государственного Эрмитажа Иосифа Орбели арендовали 17 залов Зимнего дворца. В этих стенах музей прожил 13 лет.

В 1953 году Всесоюзный музей А.С. Пушкина вместе с мемориальными филиалами был выделен из состава ИРЛИ в самостоятельное учреждение. Все документы, рукописи остались в Пушкинском Доме. Так образовался сегодняшний комплекс — две экспозиции на Мойке, два музея в Пушкине, музей-квартира Н.А. Некрасова, и недавно к ним присоединился музей-усадьба Г.Р. Державина.

культура: Как получилось, что в составе комплекса оказались еще литературные музеи Некрасова и Державина?
Некрасов: Все просто. В Ленинграде с 1917-го по 1953-й существовал только один литературный музей, который находился в ведении Академии наук. Когда отмечали юбилей Некрасова в 1946 году, создали музей, по предложению Чуковского он также получил академическое подчинение. Гораздо позже стали появляться другие литературные музеи: Достоевского, Ахматовой, Блока, они стали уже частью Музея истории города.

В настоящее время в преддверии 200-летнего юбилея Некрасова Министерство культуры РФ выделило 15,7 миллиона рублей на ремонт мемориального музея в доме Краевского, в стенах которого находилась последняя квартира Николая Алексеевича. Более того, новый губернатор Петербурга Александр Беглов обещает переместить Государственную административно-техническую инспекцию из соседних помещений и предоставить музею еще 749 кв. м. Там будет экспозиция, посвященная Некрасову — издателю, руководившему журналами «Современник» и «Отечественные записки», выставочный и кинолекционный залы.

В 1988 году по моей инициативе, при поддержке академика Дмитрия Лихачева, началась работа по организации нового музейно-просветительского комплекса, посвященного Гавриилу Державину. Открытие состоялось в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Главная задача этой институции — воссоздать неповторимую атмосферу литературной жизни XVIII — начала XIX века, помочь увидеть художественный образ эпохи глазами Державина, Пушкина и их современников. В канун открытия мы установили подлинный письменный прибор на столе в кабинете Гавриила Романовича, положив рядом хранившийся в наших фондах листок с программой лицейского экзамена 1815 года, на котором произошла историческая встреча Державина с Пушкиным. Сегодня там развернута обширная музейная экспозиция, работает современный, хорошо оснащенный медиацентр, представляющий разнообразные программы по истории музея, лицея, биографии Александра Сергеевича.

культура: Пополнялась ли коллекция после разделения с Пушкинским Домом? Сколько процентов экспонатов находится в хранилищах?
Некрасов: Новые предметы поступают постоянно. Музей не одно десятилетие поддерживает дружеские отношения с заграничными и российскими потомками рода Пушкиных и их ближайшего окружения.

В эти дни, к слову, в Петербург прибыли английские потомки поэта, дабы захоронить на Никольском кладбище прах недавно усопшей герцогини Аберкорн, праправнучки Александра Пушкина и императора Николая I. Герцогиня была настоящей подвижницей. В списке ее благотворительных дел — учреждение в Северной Ирландии литературной премии «Пушкинский приз» (1987), которым награждаются дети за лучшие стихотворения и рассказы. Позднее конкурс распространился и на учеников российских школ. Также в начале 1990-х она возглавила Комитет помощи Мариинскому театру — вместе с принцессой Маргарет, младшей сестрой королевы Елизаветы II. Финансировали много полезных дел: от создания нового занавеса, на котором двуглавый орел занял место советского герба, до покупки балетных туфель для танцовщиц. В 2014 году герцогиня стала почетным консулом России в Северной Ирландии.

Среди дарителей музея были и такие люди, как Серж Лифарь, балетмейстер и коллекционер пушкинианы. Единственная сохранившаяся занавеска из квартиры на Мойке оказалась на старом месте именно благодаря ему. Первоначально Лифарь намеревался передать нам значительную часть коллекции, и он бы, конечно, это сделал. Взамен просил разрешения поставить балет в 1968 году в Кировском или Большом театре. Ему отказали...

Перечислить все дарения, конечно, невозможно. Но могу заинтриговать: в декабре мы представим роскошную коллекцию пушкинского времени, которая в данный момент поступает на хранение в наши фонды. Собрание включает сотни первоклассных вещей и объединено именем хозяина. Пока не стану раскрывать все карты.

Конечно, как и во многих музеях, примерно 70 процентов экспонатов находятся в запасниках. Однако с помощью временных выставок и медиапроектов мы вводим в оборот все больше предметов. Так, к 140-летнему юбилею музея подготовлена новая экспозиция, ее название — лицейский девиз: «Для общей пользы».

В этом году мы организовали серию передвижных выставок. Так, проект «Старейший в России» уже отправился в путешествие: сейчас он экспонируется в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. Следующие на очереди — Париж и Гамбург.

культура: Как складываются отношения с другими пушкинскими музеями?
Некрасов: 15 лет назад по инициативе трех музеев, Московского, Михайловского и нашего, было создано международное сообщество Пушкинских музеев. Встречаемся, делаем доклады, иногда устраиваем совместные выставки. У всех есть о чем рассказать, ведь деятельность каждой институции сосредоточена на тех местах, с которыми связан какой-то эпизод жизни поэта. Впервые за эти годы очередное заседание пройдет у нас в связи с предстоящим юбилеем.

культура: Как директор, сожалеете о каких-либо вещах, оказавшихся за пределами Ваших возможностей?
Некрасов: Пожалуй, да. И во всем виноват Сергей Львович Пушкин! Как известно, во время службы в гвардейском полку он любил читать французские романы у камина, помешивая горящие угли белой офицерской тростью. Как-то раз, согласно легенде, Сергей Львович прибыл на учения с перепачканной от золы тростью, за что и получил выговор от императора Павла Петровича: «Уж вы бы лучше явились с кочергой». После этого Пушкин-старший получил отставку и уехал в Москву, где и появился на свет будущий великий поэт. А мог бы родиться и в Петербурге!


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS