Геннадий Саченюк: «Великие песни делают человека лучше»

Александр АНДРЮХИН

12.04.2018

135 лет исполняется со дня рождения композитора, хорового дирижера, автора музыки гимна СССР, лауреата двух Сталинских премий Александра Александрова. Его имя носит основанный музыкантом Академический ансамбль песни и пляски Российской армии. 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе погибли 64 участника знаменитого хора, в том числе художественный руководитель коллектива Валерий Халилов. Своими воспоминаниями и планами на будущее с «Культурой» поделились сегодняшний глава ансамбля Геннадий Саченюк и дирижер Игорь Раевский.

культура: 13 апреля — юбилей Александра Александрова. Как собираетесь отметить дату?
Саченюк: Будем выступать, конечно. Запланирован концерт в МВД, а перед этим поздравим хор со знаменательной датой, расскажем об Александре Васильевиче. Это особенно нужно тем, кто недавно пришел в ансамбль. У Александрова широкий диапазон музыкального творчества, но многие знают его прежде всего как автора «Священной войны». 

культура: Запомнилось последнее грандиозное выступление Ансамбля Российской армии в прежнем составе 22 ноября 2016 года на сцене Большого театра. Но телевидение тогда показало не всю программу.
Саченюк: Могу обрадовать поклонников. На канале «Культура» смонтирована полная версия концерта. DVD у нас уже есть. Думаю, скоро полное выступление старого состава хора можно будет посмотреть по телевизору.

культура: 23 февраля прошлого года, спустя два месяца после авиакатастрофы, транслировался праздничный концерт ансамбля. Как вам удалось так быстро восстановить коллектив?
Саченюк: На самом деле ансамбль был воссоздан намного раньше: первые репетиции с новым составом начались уже 2 февраля. До этого был конкурсный отбор. За три-четыре дня мы стремились охватить пять-шесть песен. Первый выход нового коллектива состоялся уже 16 февраля в Театре Российской армии, где рядом с опытными александровцами выступили и новички, такие, как Максим Маклаков, который до этого работал в музыкальных коллективах Краснодара. Праздничный концерт в Кремле, который показали по телевидению 23 февраля, состоялся 22-го, а на следующий день Ансамбль Александрова открывал Всемирные военные игры в Сочи. Иными словами, сразу же после московского концерта мы отправились на аэродром Чкаловский и через несколько часов уже были в Краснодарском крае. В середине марта выступали в Доме музыки. Там была очень необычная программа. В первом отделении мы исполняли классические произведения. Прозвучала Фантазия для фортепиано с оркестром (она написана сыном нашего основателя, Борисом Александровым), которая не исполнялась более 50 лет. Максим Маклаков пел арию Роберта из оперы «Иоланта» Чайковского. Прошло больше года, и я бы уже не разделял старый и новый составы. Ансамбль существует 90 лет. Кто-то уходил, кто-то приходил, но хор был, есть и будет. И в целом он представляет российскую армейскую культуру, причем всегда достойно и красиво.

культура: Куда планируете отправиться на гастроли?
Саченюк: Планируем не мы, а Министерство обороны. Куда оно направит, туда полетим. У нас в репертуаре есть «Александровская песня» Пахмутовой и Добронравова, где сказано: «По профессии — артисты, по призванию — бойцы». Это точно о нашем коллективе.

культура: Изменилось ли за последние годы отношение к ансамблю за рубежом?
Саченюк: Был только один случай в 2015 году. Мы планировали выступить по приглашению импресарио в Эстонии, однако местные власти приняли решение об отмене гастролей. Но во всех остальных европейских странах залы были полны.

Так что никаких изменений мы не почувствовали. К русской культуре всегда хорошее отношение. Люди, которые идут на Ансамбль Александрова, знают, что хотят увидеть и услышать. На зарубежные концерты приходят не только русские эмигранты, но и иностранцы, которые не знают русского языка, но любят наши песни. Отмечу, что если раньше преобладали зрители пожилого возраста, сейчас очень много молодежи.

культура: Насколько полон сегодня репертуар?
Саченюк: В первую очередь мы вернули песни о войне и русские народные, затем классику. Сейчас уже восстановлены практически в полной мере хореографические композиции.

культура: Известно, что ваш коллектив давно сотрудничает с Мирей Матье.
Саченюк: Это правда. Именно гастроли Ансамбля Александрова во  Франции в 1967 году сделали начинающую певицу широко известной в нашей стране. Французская компартия попросила нас поддержать юный талант и взять ее в свою программу. За одну ночь музыканты написали аранжировку, за одно утро отрепетировали, а вечером состоялось выступление. Но мы сотрудничаем как с прославленными, так и с начинающими артистами. Просто нас вдохновляет их творчество. Мы горды тем, что работаем со многими исполнителями, и всегда рады выступать с теми, кому интересно наше творчество.

культура: Всегда ли новые люди, которые приходят к вам в хор, профессионально растут и меняются?
Саченюк: В принципе, каждый артист, который работает в ансамбле, должен быть мастером своего дела. А в процессе работы в коллективе хористы еще больше преображаются. Становятся более патриотичными, потому что ежедневно исполняют те великие песни, которые делают нас лучше. Эти произведения уже проверены временем. Человек проникается великим чувством и работает с полной отдачей сил.


Игорь Раевский: «Иногда меня огорчает, что к ансамблю за рубежом относятся лучше, чем на Родине»

культура: Мало кто знает, что Александр Александров писал духовные произведения, которые практически никогда не исполнялись Краснознаменным ансамблем.
Раевский: Действительно, он был сугубо гражданским человеком, и к армии не имел никакого отношения. Дирижировал церковным хором в Храме Христа Спасителя, сочинял песнопения для литургий, широко известен его знаменитый концерт под названием «Помилуй мя, Боже». Возглавить ансамбль армии его уговорил Климент Ворошилов. До того как меня назначили художественным руководителем, я управлял Хором имени Свешникова. Вот там мы пели весь духовный цикл Александрова. Исполнял ли когда-нибудь духовные произведения своего основателя Краснознаменный ансамбль, я не знаю. Но с 2008 года церковный цикл точно не пелся.

культура: Тяжело было начинать работу в Ансамбле Российской армии?
Раевский: Я с 1958 года руководил несколькими ансамблями песни и пляски, так что я бы не сказал, что это стало для меня каким-то новым этапом. Поэтому при вхождении в коллектив никаких трудностей не было. Сейчас я по-прежнему работаю, но уже дирижером.

культура: После авиакатастрофы, в которой погиб практически весь хор, министр обороны поставил задачу восстановить Ансамбль Александрова в прежнем качестве?
Раевский: Совершенно верно. Когда набирали новый состав, я был членом жюри. Мы дали информацию по телевидению, радио и через интернет, что проводится конкурсный набор. На прослушивание приехало более 800 претендентов со всех уголков страны. Из них мы отобрали только 40 человек и тут же начали работу. Было 1 февраля, а нам поставили задачу 22-го числа дать первый концерт в Государственном Кремлевском дворце. По счастью, время репетиций не ограничено. Мы могли встречаться днем, да еще параллельно давать концерты. Конечно, пришлось проделать колоссальную работу. Но сумели, сдюжили. Как говорится, с пылу с жару! Певцы нового состава все очень хорошие. Но беда была в том, что все они солисты. Чтобы превратить их в хор, нужно было приложить много усилий. Только сейчас, на втором году нашей работы, все начинает налаживаться. Словом, задачу, которую поставил министр обороны, мы выполнили и с довольно большим репертуаром выступили в День защитника Отечества в прошлом году.

культура: Сколько песен удалось восстановить за столь короткий срок?
Раевский: В арсенале Ансамбля Александрова около 2000 песен, а сейчас у нас в активе около сорока. Мы постепенно восстанавливаем старое, доброе, вечное. И, конечно, делаем что-то новое. С обновленным составом пришлось учить несколько турецких песен, поскольку планировались гастроли в Стамбуле. А у нас в ансамбле такая традиция: если приезжаем в какую-то страну, то обязательно исполняем народную либо широко известную песню на их языке. В Турции я с ансамблем выступал несколько раз. Они всегда очень хорошо нас принимают. А еще нас радушно встречают в Пекине, мы знаем уже пять или шесть китайских народных песен. Иногда меня огорчает, что к ансамблю за рубежом относятся значительно лучше, чем на Родине.

культура: Почему первые заграничные гастроли нового состава прошли именно в Стамбуле?
Раевский: У нас очень хорошие связи с местным импресарио. Он нас систематически туда приглашает. В Турции интерес к нашему ансамблю необычайно высок.

культура: Сколько вам понадобится времени, чтобы полностью восстановить золотой фонд песен Ансамбля Александрова? К тому же День Победы не за горами.
Раевский: Ко Дню Победы мы кое-что готовим. Но выдать что-то принципиально новое — такой задачи нет. У нас достаточно много патриотического репертуара, чтобы достойно выступить в этот большой день. Дело не в наборе песен, а в том, чтобы восстановить дух хора Александрова. Сейчас с новым составом все поется хорошо, правильно. Но той энергии пока достичь не удается. Когда мы совершим этот прорыв, то уже можно будет сказать, что ансамбль готов.

культура: В чем выражается дух хора?
Раевский: Это такое специфическое звучание. Звук должен быть и не народным, и не классическим, а особенным, собственным. Так не поет никто в мире. В нашей культуре это прецедент. Есть, конечно, похожие коллективы. Но бренд Ансамбля Александрова неоспорим.

культура: Как Вы считаете, кто мог бы составить конкуренцию вашему коллективу?
Раевский: Нельзя назвать никого, кто бы шел по нашей стезе. В Санкт-Петербурге замечательная капелла. В нашей стране много хороших коллективов.

культура: В хор набираются преимущественно военные?
Раевский: Нет. Никакой присяги участники не принимают. Просто работают в военном коллективе и надевают на концертах форму. А в повседневной жизни они гражданские люди.

культура: Какими качествами надо обладать, чтобы петь в прославленном ансамбле?
Раевский: Конечно, в первую очередь нужно обладать хорошими вокальными данными. Но никогда не знаешь, что за человек пришел к нам. Даже если он обладает прекрасным голосом... Из тех, кого мы приняли, некоторых пришлось уволить — бывают товарищи с такими нервами, которые нам не подходят.

культура: Почему за рубежом так силен интерес к вашему ансамблю?
Раевский: Своими песнями мы растапливаем лед в душах, приобщаем к первозданной красоте, которая во многом утрачена, особенно из-за шоу-бизнеса. Но на массовых праздниках, гуляньях, в семейном кругу люди поют не попсу, а народные, советские песни. 


Дней Александрова прекрасное начало

Будущий автор музыки гимна СССР родился в 1883 году в селе Плахино Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец поощрял стремление сына к учебе. В результате мальчик получил начальное образование. После Александр поступил в земскую школу, где и начал петь в хоре. Способного молодого человека заметили благодаря его выразительному голосу и музыкальному слуху и помогли попасть в хор Казанского собора в Петербурге. Мальчик освоил сольфеджио и выделился в солисты хора.

Успех воодушевил юношу, и он, по совету руководителя хора, поступил в Придворную певческую капеллу. Учеба там позволяла не только приобретать музыкальные знания, но и знакомиться с культурной жизнью столицы. По окончании капеллы Александров поступает в Петербургскую консерваторию, в которой ему преподавали Лядов и Глазунов.

Из-за сырого климата здоровье будущего композитора пошатнулось, и он оставил учебу. Но уже в 1909 году смог продолжить консерваторское образование в Москве. В 1916-м окончил учебное заведение с большой серебряной медалью по классу композиции, в 1918-м становится регентом Храма Христа Спасителя, в котором он, будучи студентом, подрабатывал певчим. Тогда же Александров уже сам начинает преподавать в Московской консерватории дирижерское мастерство и занимается композиторской деятельностью, работает хормейстером в нескольких московских театрах.

В 1928 году он решает уйти из Консерватории, чтобы создать собственный хор. Удачное стечение обстоятельств позволило воплотить задуманное при подготовке концерта в Центральном доме Красной армии.

Первоначальная группа будущего прославленного ансамбля состояла из восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца. Выступление получило высокую оценку военного командования, и Политуправление Красной армии дало разрешение Александрову отбирать кадры для хора и ансамбля из числа красноармейцев.

Коллектив сразу же стал популярным, гастролировал, получал многочисленные награды, в том числе и орден Красного Знамени, после чего стал именоваться Краснознаменным. Сам Александров получил звание народного артиста СССР в 1937 году.

Александр Васильевич руководил коллективом 18 лет, скончался на гастролях в Берлине в 1946 году. Руководство ансамблем перешло к его сыну Борису, а коллективу присвоили имя А.В. Александрова.

Не только в Советском Союзе, но и сегодня в России ни одно празднование торжественных дат не обходится без концерта Ансамбля песни и пляски имени Александрова.


Фото на анонсе: Илья Питалев/РИА Новости