Искусство юбилея

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

21.09.2017

Российская академия художеств торжественно отпраздновала 260-летие со дня основания. Ее вклад в российскую культуру сложно переоценить. Именно Академия — тогда еще Императорская — сыграла решающую роль в становлении отечественного изобразительного искусства, в профессионализации художественного мастерства. 

До XX века она была единственным в стране высшим учебным заведением, из стен которого выходили живописцы, скульпторы, архитекторы. В числе знаменитых воспитанников — Орест Кипренский, Василий Тропинин, Илья Репин, Василий Суриков, Игорь Грабарь. Прошлое столетие стало для Академии сложным и переменчивым: в 1918 году она оказалась упразднена. Однако возрожденная почти через 30 лет, в 1947-м, больше уже не закрывала дверей. В наши дни РАХ обладает особым статусом. Здесь до сих пор чтят многовековые традиции и способствуют сохранению отечественной школы.

Впрочем, бережное отношение к классике не мешает проявлять чуткость к трендам. Понимание вызовов времени — один из признаков жизнеспособности системы, и современная Академия в этом смысле не разочаровывает. Недаром одним из центральных событий юбилейных торжеств стал масштабный мультимедийный выставочный проект, открывшийся в Галерее искусств Зураба Церетели. Его дизайн разработал известный архитектор, членкор РАХ Юрий Аввакумов. На 50 экранах наглядно представлены история и современность. Здесь можно увидеть портреты руководителей, в том числе из далекого XIX столетия, например, великую княгиню Марию Николаевну.

Государство всегда опекало Академию, рассматривая ее не только как учебно-воспитательное учреждение, но и как центр художественного просвещения. Эта высокая миссия соответствовала духу эпохи: официальной датой основания считается 1757 год, время правления Елизаветы Петровны. Именно при ней Академия художеств отделилась от Академии наук (основанной в 1724 году по указу Петра I), хотя окончательное формирование будущей Мекки живописцев и скульпторов пришлось уже на правление Екатерины II, пожаловавшей Устав и освободившей мастеров от податей и воинской службы. Как бы то ни было, поначалу у нового образовательного центра не хватало средств, и курировавшие его представители знати — основатель Иван Шувалов или граф Александр Строганов, президент в 1800–1811 годах, — поддерживали учеников из собственного кармана.

XIX век стал временем расцвета Императорской академии: ее мастера руководили возведением ключевых зданий Санкт-Петербурга — Адмиралтейства и Казанского собора. В 1802 году Александр I дополнил Устав Академии положением, по которому создание наиболее важных сооружений поручалось художникам, вышедшим из стен этого учебного заведения. Лучшим выпускникам полагались так называемые пенсионерские поездки за границу — чтобы несколько лет исследовать достижения европейского искусства. Впрочем, уже в 1863-м академической системе пришлось пережить серьезное испытание. Случился знаменитый «бунт четырнадцати»: талантливые воспитанники во главе с Иваном Крамским отказались от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, поскольку их просьба о самостоятельном выборе темы была отвергнута. Молодые люди организовали независимую «Санкт-Петербургскую артель художников» (позже многие ее члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок»), показав, что творческая жизнь возможна и за пределами alma mater. Впрочем, это не пошатнуло позиций Императорской академии: вплоть до революции с ней продолжали сотрудничать многие видные мастера. В 1893 году были созданы персональные мастерские, которыми руководили Илья Репин, Архип Куинджи, Иван Шишкин.

После 1918-го на ее фундаменте появились Петроградские государственные художественно-учебные мастерские. Последующие десятилетия оказались сложными, однако постепенно предпринимались шаги к возрождению: так, в 1932 году удалось воссоздать Академию художеств в Ленинграде, а в 47-м — официально учредить Академию художеств СССР. Фотографии переменчивого XX века в изобилии представлены в экспозиции на экранах.

Подробно затрагивается и современность. РАХ не только является правопреемницей АХ СССР, но также постоянно находится в поиске новых траекторий. Силами ее мастеров создан мемориальный ансамбль на Поклонной горе и восстановлен Храм Христа Спасителя. Среди ярких достижений руководства — открытие первого в стране государственного музея современного искусства — ММОМА, активное сотрудничество с ЮНЕСКО, появление передовых направлений обучения, в том числе отделения новейших художественных течений.

На выставке представлена и научная жизнь. Рассказывается о том, что в 1947 году при Академии художеств СССР появился институт — нынешний НИИ теории и истории изобразительных искусств. Мультимедийная презентация научной библиотеки, основанной, кстати, одновременно с Императорской академией, дает возможность увидеть редкие фолианты из полумиллионного собрания — например, книги об архитектуре, датируемые XVI веком. А документы из архива, созданного тоже в 47-м, показывают закулисье искусства: например, письмо Веры Мухиной Молотову о работе над памятником Горькому.

В число юбилейных мероприятий вошло не только знакомство с выставочным проектом, но и проведение II Международного форума «Мировая культура как ресурс устойчивого развития». В его программу была включена международная научная конференция, в которой участвовали гости из Турции, Индии, Болгарии, Белоруссии, и фестиваль ЭТНО АРТ ФЕСТ. На открытии конференции президент РАХ Зураб Церетели назвал имена двух новых почетных членов Академии. Ими стали Теймур Рзаев, заслуженный художник Азербайджана, доцент кафедры живописи художественного факультета Университета Едитепе (Турция), и Ринат Курамшин, директор Ethno Art Fest Museum, председатель секции «Этнографическое искусство» Творческого союза художников России. Последний привез в Москву смотр ЭТНО АРТ ФЕСТ, посвященный диалогу культур. Зрители смогли насладиться эксклюзивным дефиле, состоявшимся в первый день юбилейных празднеств. В показе приняли участие не только молодые дизайнеры: можно было увидеть коллекции известных мастеров, академиков Вячеслава Зайцева, Ирины Крутиковой и Валентина Юдашкина.

РАХ продолжает двигаться вперед — таким оказался по-хорошему оптимистичный лейтмотив нынешних торжеств. Единственное, что омрачало праздник, — нерешенный вопрос с образовательными функциями Академии. В 2013 году после изменения законодательства от нее были отделены научно-исследовательские институты и учебные заведения в Москве и Санкт-Петербурге, и лучшим подарком, по мнению самих академиков, стало бы их возвращение.


Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, народный художник CCCР и РФ, посол доброй воли ЮНЕСКО, президент РАХ:

— Мы широко отметили 260-летие РАХ: провели грандиозные выставки, научные конференции.

Нынешняя РАХ бережно относится к традициям и продолжает их. Сейчас наша главная задача — открыть институт исполнительского искусства. В стране больше нет техникумов, профтехучилищ, которые выпускали бы специалистов-исполнителей. Поэтому мы делаем все возможное ради достижения этой цели, уже найдено огромное здание.

Академия художеств полна сил. Она сохраняет отечественную школу, аналогов которой в мире не существует. А главное — воспитывает поколения, способные создавать музейные ценности: не салонные или галерейные вещи, а настоящие шедевры — богатство российского государства.

Дмитрий ШВИДКОВСКИЙ, ректор МАРХИ, вице-президент РАХ:

— 260-летний юбилей Российской академии художеств — значительное событие в культурной жизни нашей страны. У нас мало учреждений, которые столь долго и успешно выполняют долг перед Родиной, как Академия. Сегодня она не только не ослабла, но, напротив, стала сильнее, несмотря на все изменения, произошедшие в структуре. Безусловно, это главный центр художественных сил Российской Федерации, привлекающий мастеров всех направлений из всех регионов. Кроме того, РАХ является памятником русской истории. Ее развитие на протяжении почти трех столетий — увлекательное, яркое повествование о создании российского искусства, его национального своеобразия. Она стремится помочь всем художественным культурам, существующим на территории страны. И очень важно и радостно, что идет активная творческая жизнь в наших отделениях на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, на Юге России.

Результаты многовековой деятельности Академии можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, Эрмитаже, а также во многих заграничных собраниях. Она доказала свою необходимость и продуктивность. Сегодня эти качества обеспечивает своей невероятной, сверхчеловеческой активностью ее президент — Зураб Церетели. На нем держится огромная структура, поддерживающая и сохранение традиций русского искусства, и прославление сегодняшних художников, которого те, безусловно, заслуживают. Я считаю, что юбилейная дата — хороший повод собрать вместе все, что когда-то принадлежало РАХ: училища, институты, музеи.


Андрей КОВАЛЬЧУК, народный художник РФ, председатель правления Союза художников России, академик РАХ:

— В сентябре культурная и художественная общественность нашей страны отмечает важнейшее событие этого года — 260-летний юбилей Российской академии художеств, которая во все времена своего существования выполняла ответственную миссию сохранения и развития славных традиций отечественного изобразительного искусства.

У современной Академии глубокие исторические корни, она преемница Императорской академии художеств, связанной с великими достижениями русского искусства XVIII–XX веков. РАХ создала свою художественную школу, давшую образование многим классикам отечественного искусства. Сегодня Академия, как никогда, представляет собой целостную и мощную художественную институцию, объединяющую выдающихся деятелей культуры России, оказывающую непосредственное влияние на мировой художественный процесс. Входящие в ее состав мастера известны далеко за пределами нашей страны и представляют ее искусство не только в России, но и за рубежом. Празднование юбилея включило в себя торжественные мероприятия: общее собрание, Международную научную конференцию и выставки. Все это призвано еще раз подчеркнуть значение РАХ как ведущей художественной и научной организации. 


Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости