14.01.2014
Не узнать Василия Ланового даже со спины невозможно. Куда сложнее поверить, что обладателю этой летящей походки пошел девятый десяток. Костюмеры Вахтанговского молодым артистам советуют быть «как Вася Лановой»: для него ни разу не расставляли костюмы...
Лановой с легкостью обыгрывает друзей в любимый бадминтон, не отказывает никому, кто обращается за помощью, любит посмеяться, развеселить анекдотом. Он стремителен, прям характером и осанкой, его крепкое слово звучит убедительно. Однако гораздо чаще Василий Семенович убеждает поэзией Пушкина, прозой Толстого. В русской классике советует искать ответы на все главные жизненные вопросы. Художественным чтениям сегодня посвящает львиную долю времени. Так же как и участию во многих социальных проектах: Лановой — председатель фонда «Армия и культура», выступает в военных госпиталях, в недавнем прошлом — в горячих точках. Он защищает Родину по-своему: не стесняется во весь голос говорить о не модных сегодня высоких идеалах, вкладывается в своих студентов в Щукинском институте.
«Культура» встретилась с Василием Семеновичем в театре, между его выходами в спектакле «Пристань».
культура: Вы только что читали со сцены Пушкина. Сами стихов не пишете?
Лановой: Нет, у меня и без того очень достойная профессия. И этого хватает. Знаете, как Расул Гамзатов говорил? (Поджимая губы в ниточку, копирует интонации Гамзатова): «Есть у нас народу много-много поэтического, весь народ поэты. Бывают, которые пишут, сознавая, что плохо это делают. Некоторые знают: грандиозно пишут. А третьи просто молчат. Вот, наверное, они и есть настоящие поэты».
культура: Вы ведь с Гамзатовым дружили?
Лановой: Многие годы. Как-то в Махачкале отмечали его юбилей. Съехались все поэты России. Он мне позвонил: «Вася, прошу, привези мне Борисову». Я говорю: «Если она свободна, если захочет, если вообще знает тебя».
Подхожу к Борисовой: «Юлия Константиновна, звонил Расул Гамзатович, празднует шестидесятилетие, там собирается весь свет. Хочет Вас как подарок преподнести всем». Она согласилась. Расул после той замечательной встречи говорит: «Вася, а давай сегодня вечером поедем в Цада, в горы. Это моя родина. Совсем недалеко, 280 километров». Кричу: «Что ты, Расул, у нас завтра спектакль!» Он не сдается: «А можно я его отменю?» Вот такая замечательная дружба.
Много его стихов на концертах читал. А он всегда говорил: «Вася, пожалуйста, почитай «Дагестанский петуххххх». Я ему: «Расул Гамзатович, чего ты привязался к птичке, не лучшее твое стихотворение». Отвечает: «Знаю, но ты в конце так красиво кричишь ку-ка-рекууууу!..» Падая со смеху, я всегда читал ему «Дагестанского петуха». «Ку-ка-ре-ку! — О, наш аварский, древний Петух. Как чист твой голос на заре. Ку-ка-ре-ку! — При шпорах и при гребне. Ку-ка-ре-ку!..» Кстати, сегодня озвучивал картину о Гамзатове.
культура: Совпадение?
Лановой: Я вообще много озвучиваю. Есть целый цикл военных картин. И не только. Разных патриотических — об ученых, атомщиках, артиллеристах, подводниках. У меня большой опыт — около полусотни фильмов озвучил только на эту тему.
культура: В кино много играли офицеров, генералов… Просто подходящий типаж, или есть что-то внутри Вас, созвучное людям этой профессии?
Лановой: Знаете, говорят: дети войны всегда быстрее взрослеют. И быстрее начинают понимать разницу между ложью и правдой… Что-то в этом духе. Я — дитё войны. Три с половиной года был в оккупации, видел отступление наших — наступление немцев, отступление немцев — наступление наших. Июль 41-го, трупы лежали неделями... Такое не могло не отразиться — мне тогда было семь лет. Этот нежный возраст вбирает в себя как губка. Навсегда хватило впечатлений и воспоминаний. Поэтому все, что связано с войной, для меня свято. Считаю, лучшие песни — военные, лучшие слова к песням — военные, лучшие книги — про войну. Вспомните, какие грандиозные батальные сцены в «Войне и мире», ранение князя, смерть. Записал четыре военных диска, пою почти все военные песни, читаю лучшие военные стихи. Это сидит во мне и будет сидеть до конца жизни. И то, что играл и белогвардейцев, и красноармейцев, и дворян-военных — Анатоль Курагин, Вронский, — все дань тем детским годам, когда увидел, что творится на войне. Увидел ее беспредел.
культура: А умение легко держаться в седле, вызывающее зависть коллег, тоже из детства — деревенского?
Лановой: Естественно. Дед привел лошадь и сказал: «Василь, будешь пасти колхозных коров». Я ему: «Дедушка, а где же седло?» А он: «Ах, москаль поганый! Седло ему треба. Так будешь издеть». Так и издел. А потом был Павка Корчагин... Всегда сам верхом ездил и в «Офицерах», и в «Анне Карениной». И сейчас могу.
культура: Ваше детство прошло в селе Стримба, в Одесской области, близко к земле…
Лановой: Не просто близко — родители убежали от голода в столицу в 1931 году, а вообще они крестьяне — на двоих три класса образования. В Москве работали на химическом заводе. В первые дни войны разливали — вручную — противотанковую жидкость. И пока в цехе настраивали автомат — пять дней — никто из него не выходил. А когда вышли — 72 инвалида 1-й и 2-й группы.
Сейчас появилось движение — «Бессмертный полк». Два года назад в Томске после парада, посвященного Дню Победы, по главной площади прошли горожане с портретами своих убиенных родителей, братьев, сестер, дедов, несли их, как знамена. Сегодня уже 200 городов это движение поддерживают. 9 мая шествие впервые состоится в Москве. Мне предложили стать председателем этой организации. С удовольствием согласился, и обязательно пойду сам с портретом родителей. Мама — инвалид 1-й группы, отец — инвалид 2-й группы, они и умерли от этого. Это наш семейный вклад в победу.
культура: Во время войны Вы жили с бабушкой и дедушкой. Что-то от того уклада — крестьянского — в Вас осталось?
Лановой: Наверное, не меня надо спрашивать, а других: осталось в Лановом что-нибудь от крестьянской закалки? Я за собой не наблюдаю до такой степени. Осталось одно: маму считал высшей интеллигенцией. Потому что она всегда точно предвидела результат своих слов, обращенных к любому человеку. А это чисто интеллигентская штука — знать, как отзовется твое слово…
культура: Вы поступили в Щукинское училище — всего двое из 150 абитуриентов. Почему сразу после такого успеха ушли на журналистику МГУ?
Лановой: Мне старшие друзья посоветовали: «Вася, хорошо бы тебе культуры поднабраться немножко, а потом давай в театральное». У меня золотая медаль, без труда поступил в университет. Позже понял, что это была ошибка и потеря времени.
культура: Не думали о другой профессии, в которой тоже могли бы состояться?
Лановой: Не представляю деятельности, не связанной с проникновением в душу человеческую, с попыткой узнать, что в ней главное… Читайте русскую классику, давно об этом все сказано. У Льва Николаевича, у Александра Сергеевича. Вот сейчас читал: «И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все ж хотелось почивать». А дальше гениально: «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть, и равнодушная природа красою вечною сиять». Что Вам еще нужно?
культура: За 57 лет службы в Вахтанговском Вас не пытались другие театры переманить?
Лановой: Пытались. И часто. Но никогда не уходил. А когда в течение четырех лет не был задействован в постановках, сказал Симонову: «Меня Завадский пригласил, Олег Ефремов зовет, ухожу, больше ждать не буду». К этому времени я уже снялся в «Павле Корчагине», «Аттестате зрелости» и других картинах. Рубен Николаевич говорит: «Подождите, Вася, подождите. Осенью начнем «Принцессу Турандот» репетировать. Вы будете Калаф». Так все и решилось.
культура: Вы дважды к своим юбилеям выпускали книги. В этот раз что-то ждать?
Лановой: Я написал к 70-летию и к 75-летию. А в этот раз нет. Время сейчас такое — не могу сказать, что очень много играю в театре, рвусь сниматься в кино. Картин, в которых хотел бы поработать, мало. В моем списке в основном классика… А сегодня сотни сериалов по сто серий, и никакой мысли — одну-единственную растягивают… В этом не хочется…
культура: Какая последняя роль в кино?
Лановой: Кардинал Ришелье — только что вышли «Три мушкетера». А до этого — не знаю, готова ли эта картина — снялся с Алисой Фрейндлих. Очень маленькая роль. Но, во-первых, это Алиса, моя партнерша, с ней мы давным-давно играли Анну и Командора, а во-вторых, ленинградская блокада — для меня святыня. Сюжет: он и она, которым во время войны было по 14-15 лет, ищут друг друга, а находят только через 60 лет. И вот эту встречу сыграть — для меня было (выразительная, долгая пауза)… А что там получилось, не знаю. Но уверен, у Алисы те же чувства. У нее в фильме большая роль, она меня ищет и находит в конце. Наша встреча без слов. Мы смотрим друг на друга минут пять...
культура: Как называется лента?
Лановой: Еще неизвестно. Название будет связано с блокадой. Алиса Фрейндлих — вот позывной.
культура: Часто на вопрос о любимой роли называете «короля пляжа» в фильме «Полосатый рейс». Но если серьезно — кто из сыгранных персонажей ближе всего?
Лановой: Не могу сказать точно, где был близок к своей сути, в какой роли… Очень понравилось играть Олега Тулина в «Иду на грозу» у Сережи Микаэляна. Моя литература. Мне там предлагали положительную роль, а я сказал: «Дайте так называемую отрицательную — Олега Тулина». Какие повороты и глубины! Да, и в «Правде» писали, что это лучшая роль Ланового.
культура: А Павка Корчагин — и сегодня близкий по духу герой?
Лановой: Андре Жид, приезжавший к Николаю Островскому, вышел от него со словами: «Это ваш коммунистический Иисус Христос». Абсолютно не думал о себе — ослеп, не мог двигаться, и все равно продолжал писать «Рожденные бурей». А у нас это, к сожалению, связывают только с политикой, что совершенно неправильно. Француз разобрался быстрее. Одна журналистка в 1991 году спросила меня: Василий Семенович, как сейчас относитесь к Корчагину? Я говорю: теперь уважаю его в тысячу раз больше. И хочу, чтобы ваши дети хотя бы во что-нибудь верили так, как мой Павка верил в свою идею. Библейскую идею, кстати.