03.08.2016
культура: Вы возглавляете сегодня одну из самых престижных сценических площадок страны. Сюда приезжают яркие антрепризы, лучшие труппы привозят свои спектакли, а в дни международного смотра «Театр. Чехов. Ялта» город напоминает Авиньон, Сан-Ремо и Канн. По набережной прогуливаются знаменитости, восхищаются местными красотами, раздают автографы. Как смогли этого добиться?
Рудник: Очень рад, что за семь лет нам удалось создать и раскрутить такой бренд, как чеховский театральный фестиваль. Ялта ведь ничуть не хуже вышеупомянутых французских и итальянских городишек, изначально рыбацких деревень, ставших всемирно известными благодаря той художественной ауре, культурологическому пространству, что образуют фестивали. За эти годы у нас побывали 78 коллективов из 28 стран. В бархатный сезон съезжается особая публика — театралы со всей России. Событийный туризм — направление хоть и сравнительно молодое, но чрезвычайно интересное.
культура: Надо сказать, репертуар у вас не только обширный, но и довольно эклектичный: постановки Льва Додина, Таганки, МХТ, и тут же джазовые вечеринки, ВИА «Самоцветы». А как же чеховские традиции?
Рудник: В курортном городе работать в стилистике начала XX века — все равно, что вам ходить в связанном бабушкой капоре. Согласитесь, это выглядело бы некоторой натяжкой. Мы почитаем Антона Павловича, он для нас — эталон, абсолют служения театру, творчеству. В этой ментальности чеховского бытия мы и стараемся развиваться, меряем свои поступки по Чехову. Но великий писатель и драматург был еще и человеком с чувством юмора, иронией и самоиронией, он умел восхищаться чужим талантом, мог загореться не только своей идеей — что лишний раз подчеркивает его величие.
Наша концепция: театр — выставочный зал, который принимает, развивает, инициирует различные проекты в области художественного мастерства, не только драматические, но и музыкальные, хореографические. Наша афиша — икебана, где не одни фиалки и тюльпаны, но и ромашки с васильками. Подобная эклектика, может, и является сутью того, что мы любим по-настоящему: ведь сегодня хочется посмотреть легкую комедию, а завтра — шекспировскую драму.
Кстати, в 1883 году, когда в Ялте созрела необходимость появления театра, идея была точно такой же — не труппа, а площадка. Сюда вслед за царской семьей спешили образованные и состоятельные люди. Здесь выступали сплошь знаменитости: Шаляпин, Мамонт Дальский, Комиссаржевская, Собинов. Потом, уже вместе с Антоном Павловичем, приехали Качалов, Мейерхольд, Москвин, Книппер-Чехова. В сентябре 1900-го случился пожар. Чехов со свойственным ему сарказмом написал Комиссаржевской: «В Ялте сгорел театр. Он был здесь совершенно ненужен, кстати сказать».
Нынешний построен в стиле модерн в 1908-м, через четыре года после смерти писателя, купцом Никодимом Новиковым.
культура: Сейчас трудно поверить, что каких-то девять лет назад на этом месте стояла развалюха. С чего Вы начинали?
Рудник: Первым делом выгнали кошек, собак и ворон. Шел 2007 год. Театр не стоял, а лежал в руинах напротив Концертного зала «Юбилейный», где я директорствовал. Что касается реконструкции, то идея, конечно, принадлежит не мне, а Владимиру Владимировичу Путину, которого привел на развалины председатель СТД Александр Калягин. Президент ужаснулся и предложил восстановить здание на средства российских инвесторов. Посильную лепту внесли и мы, административные работники. Наша команда, например, настояла на том, чтобы положить настоящий паркет в Колонном зале, украсить потолок хрустальной люстрой, поднять амфитеатр, превратив его в партер. А еще по проекту была предусмотрена линия фастфуда в стиле хай-тек вместо традиционного буфета, но мы предложили сделать французское кафе начала прошлого века с афишами и фоторепродукциями старой Ялты. Президент посетив театр вновь, был приятно удивлен: как птица Феникс, тот восстал из пепла.
культура: В интервью местной прессе Вы говорили, что одна из самых важных аудиторий для Вас — дети.
Рудник: Это действительно так. Ведь театр позволяет прививать ощущение красоты и гармонии уже с раннего возраста. Ребята попадают в волшебный мир, приобщаются к таинству. К тому же поход к нам — особый ритуал, требующий тщательной подготовки. Забавно наблюдать за мальчишками в галстуках-бабочках и девчонками со сложными прическами — играя в театралов, они становятся немного артистами. А когда еще контролеры обращаются к ним на «вы»...
Мы подготовили особые благотворительные программы, направленные на вовлечение разных социальных категорий в культурную среду города. Регулярно приглашаем на спектакли воспитанников Ливадийского интерната, детей-инвалидов. К нам приходят трудные подростки — подопечные Ялтинской детской комнаты милиции. И, поверьте, у них отпадает всякая охота хулиганить — по крайней мере, в этих стенах. Соприкоснувшись с творческой аурой и восприняв определенные коды поведения, они и в дальнейшем будут мыслить и поступать так, как мы их научили.
культура: Слышала, что Ялтинский театр ввел школьные абонементы по русской классике, так ли это?
Рудник: У нас огромная подборка соответствующих постановок. Мне приятно, что именно здесь, в родном городе, юные ялтинцы знакомятся с творчеством Чехова, Лермонтова, Островского, Гоголя, Грибоедова. И мы показываем не только «Чайку» и «Ревизора», что входят в программу для старшеклассников. Например, Крымский академический театр кукол создал блестящий спектакль «Каштанка». Помимо драмы, есть еще и программа «Товарищ Кино». Цикл состоит из лучших советских исторических лент.
культура: Столичная пресса писала, что в дни энергетической блокады Крыма у вас устраивали литературно-музыкальные вечера, посвященные Бунину, Рубцову, Николаю Кузнецову. Это проходной формат?
Рудник: Я сначала сам не верил, думал, никто не приедет. Но залы были полные, и устроительница этих вечеров Алла Панкова, руководитель «Бюро пропаганды художественной литературы», ее артисты и музыканты потом получали благодарственные письма. Люди улыбались, говорили нам спасибо. До сих пор звонят из обществ ветеранов и детей войны — просят выделить им как можно больше билетов.
культура: Вы, кажется, начинали как музыкант?
Рудник: Да, в пятнадцать лет увлекся джазом, играл довольно умело и работал в кафе. Кто-то меня услышал, предложили место в Волгоградской филармонии. Я поделился этой новостью с мамой (она была солисткой Омского театра оперетты, а отец — дирижером), и та заплакала: «Пойдешь на эстраду, оттуда уже не вырвешься». Я поклялся, что вырвусь, но слова не сдержал: после армии стал пианистом-концертмейстером, затем — худруком ансамбля «Верные друзья».
культура: А в Крыму как оказались?
Рудник: Меня позвали в здешнюю филармонию для формирования коллектива «Крымские зори». В течение пятнадцати лет был его музыкальным и художественным руководителем, ездил на гастроли в Венгрию, ГДР, Чехословакию, ФРГ, участвовал в многочисленных международных фестивалях, неоднократно удостаивался звания лауреата.
В 1989 году, задумавшись о тленности жизни, решил перейти с творческой работы на административную. Меня назначили исполняющим обязанности директора Евпаторийского театра имени А.С. Пушкина, потом утвердили в должности, а в 99-м пригласили в Ялту — директором Концертного зала «Юбилейный».