Рекламная кляуза

30.09.2013

Илья СТУЛОВ, Калининград

В Калининграде кипят нешуточные страсти вокруг… унитаза. Точнее, вокруг рекламы одной из местных сетей, торгующей фаянсовыми изделиями. Бизнесменов обвинили в расизме — унитазы-то белые.

Поводом для бури в сливном бачке стало обращение на прошлой неделе заместителя главы администрации Калининграда Артура Крупина в региональное управление Федеральной антимонопольной службы. В запросе чиновник попросил дать правовую оценку рекламному баннеру компании «Клондайк». Оценить его на предмет пропаганды расизма. Но вообще-то Крупин в этой истории — промежуточное звено.

Артур Крупин— В мэрию официально обратился гражданин, увидевший в рекламном слогане дискриминацию не только людей с темным цветом кожи, но и всех граждан, нетерпимых к расизму, — пояснила корреспонденту «Культуры» руководитель пресс-службы исполнительной власти города Елена Альтовская. — Мы переправили этот запрос в региональное управление Федеральной антимонопольной службы, поскольку именно она компетентна оценивать, насколько соответствует реклама действующим законам.

Так о чем же спор? Как выглядит плакат, в котором бдительный калининградец разглядел латентный апартеид? Роскошная брюнетка, опираясь изящным локотком на унитаз, взывает к целевой аудитории: «Ищу белого друга!». Чуть ниже, видимо для разъяснения не особо понятливым, допечатано: «Все для ремонта на любой цвет и вкус».

— Увидеть здесь расовую неприязнь можно только при очень большом желании, — удивляется основатель сети, ныне депутат областной думы. — Сейчас я не имею отношения к бизнесу, но удивлен, почему обратившийся не увидел в этой рекламе призыва к гражданской войне? Там тоже воевали белые с красными. А если бы унитаз был коричневым, магазины можно было закрывать за пропаганду фашизма? Про голубой унитаз я вообще молчу…

Однако в калининградском управлении ФАС вопрос об унитазе и расовой нетерпимости решили перевести в публичную плоскость, предложив оценить корректность этой рекламы участникам интернет-сообщества.

— Изучение общественного мнения по таким заявлениям — одна из форм нашей работы, — пояснил «Культуре» пресс-секретарь управления Сергей Кукса. — Нужно понять, как к этому относятся люди. Однако могу сказать, что интернет-опрос не станет определяющим в вынесении решения. Его результаты лягут на стол общественному экспертному совету, и только после их рекомендаций соответствие рекламы действующему законодательству оценят профессионалы.

— Шутки шутками, — сказал «Культуре» президент областного Союза предпринимателей Сергей Пасько, — но на каждое такое обращение чиновники вынуждены отвечать. Отрабатывать свой хлеб, тратить наши с вами бюджетные деньги. Плюс к этому — отвлекать предпринимателя, вынуждать его нанимать юристов — все это в итоге сказывается на цене товара. Понятно, когда жалоба действительно достойна внимания. Но таких кляуз, как эта, можно писать по десятку в день.

Скандал с расовой чистотой унитаза — не единственный, который предстоит разбирать калининградскому ФАСу. Не менее жарким оказалось обсуждение в интернет-пространстве другого «шедевра» рекламного творчества, разбросанного в сентябре по почтовым ящикам калининградцев. На красочном буклете одна из местных мебельных компаний заманивает в свой магазин с помощью легендарного плаката времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!». По мнению авторов буклета, в мирное время Родине почему-то уместно приглашать жителей западной губернии покупать мебель исключительно эконом-класса: «Приходите! Дешевле только даром!»

— Неслыханное свинство спекулировать на военной теме, — негодует ветеран Великой Отечественной войны Сергей Зеленский. — Знал бы художник Тоидзе, как поганят его творчество, воскрес бы, чтобы покарать вандалов. Все мои товарищи возмущены.

В антимонопольной службе, которая должна принять решение по данному вопросу, сообщили: официально подана только одна жалоба. Но на самом деле их могло быть гораздо больше: на калининградских сайтах, где опубликована информация об эпатажной рекламе, не нашлось ни одного комментатора, поддержавшего «нестандартный» ход.

— Есть святые вещи, за которые наши предки погибали и проливали кровь, — пояснил «Культуре» свою позицию один из участников диспута в сети студент Илья Абраменко. — Такими вещами не шутят, на них не наживаются. Если это неудачная шутка, компания должна извиниться перед ветеранами.

Случаи, когда калининградским бизнесменам приходилось приносить извинения за некорректный креатив, происходят в западной губернии с завидной регулярностью. Самый громкий скандал всероссийского уровня несколько лет тому назад спровоцировала поздравительная открытка к 9 Мая от Военно-мемориальной компании. Под пожеланиями ветеранам долгих лет жизни и крепкого здоровья был опубликован прейскурант ритуальных услуг с призывом воспользоваться скидкой. Годом ранее на первой полосе одна из региональных газет опубликовала от имени ответственного должностного лица поздравление воинам-победителям, которое было проиллюстрировано немецким танком «Тигр». Говорят, верстальщик в типографии перепутал...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть