Чудо о пяти шатрах

12.09.2013

Игорь ШУРГИН

До недавнего времени Троицкая церковь в селе Нёнокса под Северодвинском была известна в основном искусствоведам. Знавшим, что она — труднодоступная и полуразвалившаяся, представляет собой единственный образец сохранившегося пятишатрового деревянного храма. Теперь, благодаря реставрационным работам, проведенным сотрудниками компании «АрхСтройМеханизация», красота уникальной церкви возвращается к людям.

Село Нёнокса, расположенное на левом берегу одноименной речки в четырех километрах от Белого моря, — одно из древнейших северорусских поселений. Точно датированное свидетельство о нем содержится в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Московского, посланной им на Двину в 1397 году.

К XVI веку Нёнокса разрослось до крупного по тем временам посада, население которого состояло из государственных крестьян. Основными занятиями ненокшан, приносившими им большие доходы, были добыча соли, отправлявшейся на продажу в Холмогоры, и морской промысел. Жили здесь и работники северных монастырей: Николо-Карельского, Сийского, Соловецкого, Кирилло-Белозерского и Михайловского-Архангельского, которые также имели свои соляные варницы. Главной достопримечательностью села, вне всяких сомнений, является деревянная Троицкая церковь, возведенная в 1727 году. Уникальность храма заключается в том, что центральный его сруб, увенчанный шатром, окружен еще четырьмя несколько меньшими срубами, также с шатровыми завершениями. Подобной постройки не существует более нигде. Мало того, центральный шатер перекрыт изнутри огромным «небом», украшенным «пузатенькими страшненькими ангелочками».

Несмотря на то, что о Троицкой церкви ученый мир узнал более ста двадцати лет назад из публикаций академика архитектуры, одного из первых исследователей русского деревянного зодчества Владимира Суслова, до недавнего времени ее реставрацией всерьез никто не занимался. Хотя памятник и не был обойден вниманием исследователей, мнения о его архитектурных достоинствах оставались противоречивыми. Ряд специалистов увидели здесь лишь вариации старых форм и конструктивных приемов эпохи строительства Петербурга. Другие нашли косвенную связь с шатровыми каменными храмами XVI века, в частности с собором Василия Блаженного.

В 50-е годы высокое качество архитектуры Троицкого храма отметил знаменитый искусствовед, лауреат Госпремии СССР Михаил Алпатов. Он поставил Нёнокскую церковь в один ряд с общепризнанными шедеврами деревянной архитектуры: Преображенской церковью на острове Кижи и Успенской церковью в городе Кондопога. При этом ученый подчеркнул знаменательный факт: такие деревянные храмы построены в тех же местах, где записаны и лучшие образцы народной словесности – былины.

Использовавшаяся не по назначению и без элементарного ухода, к концу 50-х церковь пришла в предаварийное состояние. И, может быть, совсем пропала бы среди топей и болот, если бы не интерес к деревянной архитектуре как к самобытной родоначальнице каменного зодчества, вошедший в моду в научных кругах в начале 60-х. В итоге в 1960-1961 годах в Нёноксу приехала группа петрозаводских реставраторов под руководством Владимира Крохина. Они провели частичный ремонт храма, выполнили общие обмеры. Однако затем никаких мер по поддержанию Троицкого храма не принималось более двадцати лет. К концу 80-х он, а также стоящие рядом Никольская церковь и колокольня стали разрушаться.

Новые исследования храма в Нёноксе начались в 1995 году. Результаты помогли уточнить ее место и значение в истории русской деревянной архитектуры. Понять, какую роль в объемно-пространственной композиции памятника играют его пять шатров — только ли в качестве оснований под пятиглавие или более значительную — помогает сравнение Троицкой церкви с памятниками, соответствующими ей по планово-объемной композиции и времени сооружения. В этом отношении наиболее близки Нёнокскому храму две церкви: Богородицкая (1726) в селе Заостровье и Воскресенская (1673) в селе Селецкое.

Выяснилось, что осуществленное в Троицкой церкви разделение центрального столпа на два разновеликих яруса и небольшое перемещение от него шатровых восьмериков позволили получить совершенно новое композиционное решение. Наконец, убедительнее всего о новизне свидетельствуют индивидуальные особенности Троицкой церкви — они были выявлены реставраторами из «АрхСтройМеханизации» при сопоставлении храмов в Нёноксе и Селецком. В связи с этим уместно напомнить о том, что, по наблюдению художника Игоря Грабаря, небольшие изменения в некоторых конструкциях и формах Покровской церкви под Вытегрой привели к созданию Преображенской на острове Кижи. К таким изменениям, присущим архитектуре знаменитого кижского памятника, относятся: замена крещатой бочки восьмериком под центральной главой и устройство под новым восьмериком четырех бочек с главами.

В настоящее время после переборки сруба, а также других элементов конструкции памятник в Нёноксе восстанавливается. Добраться сюда, конечно, нелегко, но усилия сотрудников ООО «АрхСтройМеханизация» наверняка не пропадут даром, и к уникальному храму потянутся уже не только экстремалы-лыжники.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    бобр 29.11.2013 13:14:27

    Надо понимать, что "АрхСтройМеханизация" - это просто посредники.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть