Русское поле и американский дуб

Елена ЛИТОВЧЕНКО, Тульская область

29.06.2012

В третьи выходные сентября на Куликовом поле будет торжественно отмечена 632-я годовщина сражения, именуемого в старину Мамаевым побоищем и вошедшего в историю под названием «Куликовская битва».

...Дмитрий Донской с войском шел к полю своей славы более двух недель. Сейчас любой москвич может проделать этот путь за четыре часа. А побывать здесь стоит обязательно. Аргументов «за» множество. Например, буквально на днях здесь был найден ордынский чугунный котел XIV века…

На Куликовом поле я оказалась в полдень. Пели жаворонки, стрекотали кузнечики, ветер раскачивал седой ковыль на фоне зеленой рощи. Память услужливо подсказывала блоковское «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла…», и показалось, что пейзаж этот неизменно существовал и во времена Ивана Грозного, и при Блоке, и при Солженицыне, также отдавшем литературную дань полю русской брани. Слово «вечность» как будто начало обретать реальные очертания… Но впечатление оказалось обманчивым: поле давным-давно распахали. Зеленая дубрава, в которой располагался засадный полк, решивший исход Куликовской битвы, к концу XIX века пала под крестьянскими топорами и пилами.

Историческую справедливость пытались восстановить в год 600-летия битвы: местные лесхозы произвели такой посев желудей, который, случись он на полстолетия раньше, мог закончиться посадками другого рода. То ли квалификация у местных ботаников подкачала, то ли посевной материал им достался некондиционный, но взошедший дуб почему-то оказался… американским.

Планомерная работа по возрождению Зеленой дубравы в ее исторических границах, как и по возвращению легендарных ковылей, началась только после правительственного постановления № 1204 от 14 октября 1996 года, которым в Тульской области создавался Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Новое учреждение культуры озаботилось восстановлением всего исторического ландшафта первого ратного поля России. Над этим работают не только историки и археологи, но и геоботаники, экологи, лесники и даже один агроном. В результате произведенных палеогеографических исследований была воссоздана карта растительности и ландшафта. Она показала наличие дикого поля с его главной доминантой — степным ковылем. Используя различные способы восстановления ковыля, специалисты формируют травосмеси для создания искусственных степей. Что позволит в ближайшем будущем увидеть ковыль не на отдельных опытных участках, а по всему пространству поля и на протяжении максимально длительного срока.

Другая стратегическая задача музея-заповедника состояла в том, чтобы придать необходимый статус селу Монастырщино. В 2000 году в нем открылся новый музейно-мемориальный комплекс и рядом с памятником великому московскому князю Дмитрию Донскому работы скульптора Олега Комова была заложена Аллея памяти и единства, на которой устанавливались памятные знаки от городов и земель — участников Куликовской битвы. А в здании бывшей школы Музей Куликовской битвы — крупнейший в России музей средневекового сражения, в стенах которого размещена экспозиция «Руси великое начало». И все это на минимальном музейном пространстве, без единого квадратного метра выставочных площадей. Поэтому будущее музея-заповедника его руководство связывает с проектом нового современного музейного комплекса. О нем корреспонденту газеты «Культура» рассказал директор Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир ГРИЦЕНКО:

Гриценко: Понятие «Куликово поле» географически гораздо шире того небольшого по современным меркам места, где шесть веков назад сошлись в битве русские ратники, ведомые московским князем Дмитрием, и ордынская конница Мамая. Ныне место сражения обозначено двумя мемориалами: историческим на Красном холме, где находятся памятник-колонна Дмитрию Донскому и храм Сергия Радонежского, и современным в селе Монастырщино, расположенном в километре от слияния Дона и Непрядвы — главного ориентира битвы. Осмотрев их, приезжающие к нам гости зачастую спрашивали: а где же Куликово поле? С появлением нового музейного комплекса этот вопрос будет снят.

культура: Новый музейный комплекс построят прямо на поле?

Гриценко: Место мы выбрали с исторической точки зрения абсолютно правильно: у подножия Красного холма, близ истока реки Смолки — одного из важных знаковых топонимов битвы. Оно удачно и с точки зрения обзора — планируем организовать движение туристов по полю. Тем, кто не располагает временем, предложим подняться на смотровую площадку.

культура: Музейный проект такого уровня невозможен без изюминки. В чем она?

Гриценко: Перед проектировщиками была поставлена парадоксальная задача. С одной стороны, не нарушить исторический ландшафт: с Красного холма здание должно просматриваться минимально. С другой — привлекать внимание посетителей. Кроме того, мы не могли себе позволить новую вертикальную доминанту, поскольку таковая уже существует с 1850 года в виде памятника-колонны Дмитрию Донскому архитектора Александра Брюллова. Чтобы здание «работало» на наших просторах, была выбрана горизонтальная доминанта.

культура: Какое же решение предложили архитекторы?

Гриценко: Очень остроумное. Они «утопили» здание в почву таким образом, чтобы получился холм-курган. При этом опирались на историческую основу. В верховьях реки Смолки располагался курган, который легенды связывали с погребением русских воинов, погибших в битве. Он и определил образ музейного здания, в котором читаются элементы воинского противостояния-столкновения. Своим белокаменным главным фасадом строение будет перекликаться с храмом Сергия Радонежского. А в отдельных элементах — с древнерусским зодчеством, осмысленным современными архитекторами из проектного научно-консультативного бюро «Архитектура и культурная политика». Оно с поставленной задачей справилось. Эта точка зрения звучала и на совещании Министерства культуры, обсуждавшем проект.

Мы включены в Федеральную программу к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Куликово поле и жизнь святителя Сергия — вещи очень близкие. Бюджет нашего проекта составляет 1 миллиард 400 миллионов рублей. Строительство планируется завершить к 2014 году. Думаю, что более реальный срок — 2015-й. Одних только коммуникаций придется по 20–30 км тянуть.

культура: Если все сложится, потребуется совершенно новая экспозиция. Потянете?

Гриценко: Нам всего 15 лет. Хвастаться фондами масштабов, например, Исторического музея не приходится. Зато все, чем мы обладаем, собрано усилиями тех людей, которые и поныне продолжают здесь работать: археологами, этнографами, искусствоведами. Существующая ныне экспозиция придерживалась литературно-художественных источников — «Сказания о Мамаевом побоище» и поэмы «Задонщина». Новую экспозицию назовем «Задонщина. Новое прочтение». Наряду с традиционной подачей, с которой начинался музей, будет попытка показать сам процесс научного познания и его результаты. Такой подход востребован современным поколением. Желание современного молодого человека докопаться до истины должно быть поддержано. Ясно, что будет много интерактивных моментов. При этом ключевое слово для нас — «сопереживание». Но каким способом мы заставим посетителя плакать и радоваться вместе с нами, пока секрет.