Пограничный перекоп

Виктор СОКИРКО

11.04.2014

Непростые отношения между Россией и Украиной заставили активизировать работы по демаркации границы между двумя странами. Усилили бдительность и вооруженные силы. В Крыму в дозор выходят моряки и местные ополченцы. А украинские пограничники копают траншеи, отбрасывая землю на российскую территорию.

Шпиономания майдана

Украинские СМИ полны сообщений о том, что у границы концентрируются готовые к вторжению российские войска. Слухи подогревает экс-министр обороны соседнего государства Игорь Тенюх, заявлявший о сосредоточении 1800 российских танков и 220 тысяч военнослужащих. Кстати, сам Тенюх еще месяц назад, оценивая свои сухопутные войска, общая численность которых составляет 41 тысячу человек, отметил, что «реально боеготовны лишь 6 тысяч военнослужащих». А количество экипажей бронированных машин, способных выполнять боевые задачи, не превышает 20 процентов. Вот и мерещится экс-министру невесть что. 

На самом деле никакой концентрации нет. В начале марта российская армия проводила учения, в которых были задействованы части и соединения Западного военного округа. Ряд полигонов находится в областях, соседствующих с Украиной. Но сейчас все подразделения российской армии вернулись в места постоянной дислокации. 

Так какова же сейчас обстановка на границе?

— Без происшествий, — доложил «Культуре» по телефону помощник оперативного дежурного Западного территориального управления пограничной службы ФСБ России. — Служба идет в штатном режиме, очередей транспорта на пунктах пропуска практически нет. Задерживаем большей частью контрабандистов как с нашей, так и с сопредельной стороны. Никакого приказа на усиление границы не получали. 

Звонок в Государственную пограничную службу Украины был встречен не столь вежливо. Разобрать удалось лишь «до побачення» — похоже, что общаться в этом ведомстве с российскими журналистами, да еще на «вражьей мове», категорически запрещено. Тем не менее на официальном сайте погранведомства на русском языке вывешено вот такое объявление: «К вниманию неравнодушных граждан! Пограничникам необходима дополнительная моральная и финансовая поддержка!» И далее — номера счетов для валютных пожертвований. Украинская армия просит по пять гривен посредством sms, пограничники — с протянутым валютным счетом… 

Особенно остро  шпиономания развита у представителей погранслужбы Донецкой области. Одного из российских журналистов задержали далеко от госграницы. «Подтверждением» нелегального пересечения границы стали… его ботинки, на которых налипли комья земли. «Шел по полю, а не по асфальту, значит, незаконно», — резюмировали погранцы.

Надо сказать, что и в прежние годы украинская сторона отчитывалась о нарушителях гораздо активнее, чем российская. Но с начала 2014 года, после смены власти в Киеве, шпионы просто поперли через границу. Одного из них, 32-летнего парня, который спешил из Ростовской области к жене в Донецкую, записали в боевики, найдя в кармане ветеранское удостоверение участника боевых действий в Чечне.

Отрезанный ломоть

Протяженность российско-украинской границы до недавнего времени составляла 2295,4 км, из которых на сухопутный участок приходится почти 1975 км: от стыка трех границ — России, Украины и Белоруссии, до берега Азовского моря. Теперь к этому расстоянию можно добавить еще 8 км крымской границы, которая проходит по Перекопскому перешейку. 

После исчезновения с политической карты мира СССР Украина и Россия согласились остановиться в пределах административных границ, которые автоматически получили статус государственных. В 2004 году обеими сторонами были ратифицированы договоры о делимитации и демаркации украино-российской границы. То есть о подробной прорисовке границы на картах и последующей отметке на местности.

— Процесс демаркации занимает длительное время, — пояснили «Культуре» в погранслужбе России. — Учитывается каждая складка местности, водоем, дорога, населенный пункт. Возникает много спорных вопросов. Сейчас демаркация активизируется, но в этом вопросе спешка не нужна.

Не исключено, что могут возникнуть территориальные споры. Скажем, Россия еще несколько лет назад подготовила проект межправительственного соглашения об отделении участка Украины в Луганской области. По этой территории, граничащей с Ростовской областью, проходит 30-километровый участок российской железной дороги со станцией Зориновка. Пограничного пункта там нет, и поезда останавливаться не могут. Для пассажиров крайне неудобно. 

Еще пример: недавно жители села Стрелковое перенесли блокпост украинских пограничников на северную окраину села, чтобы оказаться на территории уже российского Крыма. Буквально на днях в интернете появился видеоролик, на котором жители украинских поселков Новоазовского района Донецкой области просят защиты у российского офицера-пограничника: «Мы хотим вам сдаться. Всеми приграничными селами. Помогите нам!». 

Но если рубеж есть, его кто-то должен охранять. Со стороны моря это уже делается — 4 апреля на ялтинском рейде появился первый сторожевой корабль под российским флагом. ПСКР «Краснодарец» — один из самых современных и оснащенных кораблей погранслужбы, он был спущен на воду в сентябре прошлого года. Предполагается, что в ближайшее время морскую границу полуострова закроют и со стороны Черного и Азовского морей. Узкий Перекопский перешеек пока охраняется отрядами крымской самообороны. С противоположной стороны окопались блокпосты украинских пограничников.

От забора до обеда

У украинских пограничников тоже идет демаркация — окапывают границу рвами глубиной в два метра. Началось еще с донецкого олигарх-губернатора Сергея Таруты, который со своим братом за одни сутки «окопался» на 180 километров. Против российской бронетехники по границе области с Россией за субботу-воскресенье был отрыт ров, который вызвал улыбки даже у несведущих в фортификации людей. Человек такую канаву легко преодолеет, а для многотонного танка Т-72, длина которого составляет почти 7 метров, это вообще не преграда. Тем более что землю из траншеи отсыпали на российскую сторону — засыпать ее обратно сможет любой трактор или отделение солдат за пять минут. 

Пример оказался заразительным, и уже вскоре на многих участках границы украинцы, бросив службу в дозоре, взялись за лопаты. Правда, недавно пришел приказ из Киева бросить это баловство. Но зудят руки-то! И вот уже губернатор Херсонской области Юрий Одарченко пообещал вырыть 20-километровый ров, ограждающий Украину от Крыма. Российские дипломаты готовы за него держать пальцы — чтобы сбылось, тогда это будет практический отказ от каких-либо претензий Украины к новому субъекту Российской Федерации. А еще украинцы возобновили рытье канав на границе с Приднестровьем — в ожидании российского нападения и с этой территории. Как говорится, их бы энергию да в мирных целях! 

— Практика выкапывания траншей на российско-украинской границе существовала и прежде, — рассказал «Культуре» полковник запаса погранвойск Виктор Ковалев, который долгое время прослужил здесь. — Поскольку граница не оборудована в инженерном плане, траншеи отрывали, чтобы помешать перемещаться через границу контрабандистам на автомобилях. На некоторых участках устанавливались сеточные заграждения. Причем поначалу мы просто договаривались с украинскими коллегами и устанавливали их в шахматном порядке — часть на нашей территории, часть на их. Ну, а потом, года где-то с 2005-го рвы приобрели явно политический характер — Украина демонстративно рыла их без всякой надобности. Вообще подобную тактику защиты границы вижу впервые...

В советские времена внешнюю границу Украины охраняли части и подразделения Краснознаменного Западного пограничного округа. На территории республики были расположены пять погранотрядов: Карпатский (Львов), Одесский, Мукачевский, Крымский и Черновицкий, а также две отдельные бригады ПСКР — в Одессе и Балаклаве. Соседствовали со странами соцлагеря — Польшей, Чехословакией, Венгрией и Румынией. Здесь, в отличие от границ с капиталистическими странами, не действовал приказ стрелять на поражение по уходящему на сопредельную сторону нарушителю — соседи-пограничники задержат и вернут беглеца. Стрелять можно было по тем, кто прорывался на территорию СССР — вдруг шпион или диверсант?

Нынешняя западная граница Украины, доставшаяся стране в наследство после 1991 года, мало чем изменилась, разве что добавился молдавский участок. А вот самих пограничников осталось немного — большей частью на железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска. С началом 2014 года многих из них перебросили на усиление восточных границ — копать рвы в Донецкой, Луганской, Херсонской и других областях. В учебники и наставления по пограничному делу практика обустройства границ-копанок вряд ли войдет, но надолго останется и в памяти, и на приграничной земле.