Студия союзного значения

Алексей КОЛЕНСКИЙ

04.04.2014

Министр культуры Владимир Мединский представил журналистам нового директора «Союзмультфильма» Андрея Добрунова, сменившего на этом посту Николая Маковского. В отрасли грядут перемены — уже в июле легендарная студия готовится переехать на улицу Академика Королева. Корреспондент «Культуры» посетил кузницу российской анимации и выяснил, как живут и над чем трудятся ее мастера. 

Долгоруковская, 25, — видавшая виды сталинская пятиэтажка, над подъездом — разноцветные буквы. Проходим через фойе и, поднявшись по четырем ступенькам, распахиваем высокую дверь. Когда-то прямо на этом месте стоял престол собора Николая Чудотворца. Алтарь снесли, на его месте возвели административную пристройку, а мастерские разместили в четверике, перестроенном изнутри в двухэтажный «Союзмультфильм». Высота потолков — за шесть метров. «Иначе невозможно поставить свет для съемок», — объясняет классик анимации Станислав Соколов, приглашая посмотреть свою работу, легендарную «Гофманиаду» по эскизам Михаила Шемякина. 

«Замысел мой собственный, — признается Соколов, — но когда я обратился к художнику в 2001-м, Михаил признался, что мечтает экранизировать Гофмана уже третий десяток лет и подготовил эскизы для главных персонажей». Стены украшают шемякинские рисунки, под ними высятся макеты оперного театра, таинственного сада, пивного кабачка... Внезапно сказка оживает — включаются софиты, блещет бальный зал. Посредине — застывшие в танце носатый Гофман и пухлый Часовщик. Аниматор Алла Соловьева подвигает к кукольным фигуркам скелетик — прихотливо изогнувшийся рейсмус, проволочные «ручки» и «ножки» которого тянутся к десятисантиметровым персонажам. Смещая одну из конечностей «скелетика», аниматор поправляет Часовщика на неуловимый микрон — камера, мотор! На экране подключенного ноутбука появляется новый кадр — режиссер нажимает «Enter», и персонаж кружится вокруг Гофмана, изгибаясь в затейливых па. «Всего у нас трудится более 150 «артистов», — продолжает Соколов, — главных героев около двух десятков, их мастерили более года»... Сколько же длятся съемки? По плану за смену полезного материала набирается на пять секунд. Хронометраж «Гофманиады» — полтора часа. Иными словами, одни только съемки занимают более четырех лет. 

В соседней студии Щелкунчик спешит на выручку Гофману, на которого вот-вот нападет Крысиный король. За «кошками-мышками» следит вращающаяся камера, укрепленная на скользящей по рельсу тележке. И вездесущий Соколов немного похож на волшебника — глубоко посаженные глаза, глуховатый голос: «Будут у нас и 3D-призраки, но увидеть их можно будет без очков...» — интригует мастер. На самом деле — ничего страшного, все идет по плану: фэнтезийный байопик по мотивам дневников и трех сказок — «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крошка Цахес» — представят публике в 2016-м году. 

Где еще снимают кукольные мультфильмы? Оказывается, лишь в Чехии, Англии и чуть-чуть в Германии. Объемно-кукольную компьютерную анимацию также могут позволить себе считанные страны — она обходится в несколько раз дороже традиционной. Но и тут у нас возможны прорывы. Отечественные мастера давно работают в авторском стиле, самостоятельно развивая разнообразные направления, а большинство заокеанских коллег вкалывают на диснеевском конвейере. В 30-х годах пионеры «Союзмультфильма» пытались следовать их примеру, но раздумали и проторили собственные пути в искусстве. Почти за 80 лет на студии создано более двух тысяч картин, многие вошли в золотой фонд мировой анимации и пользуются постоянным рыночным спросом. 

В соседней мастерской трудится начинающий режиссер Сергей Струсовский. Недавно на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале его 13-минутная сказка  «Привередливая мышка» была отмечена призом канала «Карусель». На полках стеклянного стеллажа расположились зубастая вертихвостка, пес с ключом, ежик с клюкой, хулиганка-ворона с зажатым в лапе разноцветным стеклянным осколком... 

На кого ориентировался Струсовский? Увлечение анимацией в планы не входило, Сергей — вгиковский режиссер-игровик. Заглядывал на соседний курс и однажды догадался, что придумываемые им истории так и просятся в кукольный мир. Его кредо — воображение, не скованное материалом, — пленкой, камерой, актерской игрой... Кстати, в детстве Струсовского не привлекали кукольные сказки — движения персонажей казались скованными, неестественными (что неудивительно — постановщик видел окончательный результат только после проявки пленки, когда исправить эпизод было уже невозможно). Сейчас на помощь постановщикам пришли компьютерный монитор и спецэффекты... Но по-прежнему судьба картины решается на съемочной площадке. В случае «Привередливой мышки» плавность движения обеспечивали несколько вращающихся с разной скоростью подиумов-барабанов, загримированных под холмы, и задников с лесами, полями и небесами — около восьми двигающихся с разной скоростью объемов и плоскостей, в которых перемещались персонажи. «Моей следующей работой, — делится Сергей, — станет объемная рисованная шестиминутка о стремительном взрослении шестилетнего мальчика, чей отец не вернулся с боевого задания. Посвящу ее всем воинам, павшим за Россию».

Хочется искренне пожелать удачи. Она понадобится мастеру, ведь  анимация — штука затратная. 60–70 процентов бюджета картин «Союзмультфильма» спонсируется государством. Если трудиться в самом экономном режиме, минута кукольного мультика обойдется в 350 тысяч рублей. 3D-объемная работа — гораздо дороже. Минкульт вкладывает в каждую минуту порядка 240 тысяч, очевидно, что для кукольников этого недостаточно. Художники, работающие в рисованной мультипликации, чувствуют себя свободнее. Всего на «Союзмультфильме» снимается сейчас 12 работ, шесть из них — для 36-го и 37-го выпусков возрожденного альманаха «Веселая карусель». Студия трудится, готовится к переезду и рассчитывает увезти с собой благословение Николая Угодника, неофициально считающегося покровителем союзмультфильмовцев.