Место, где Горький стал знаменитым

Татьяна ФИЛИППОВА, Нижний Новгород

29.01.2024

Место, где Горький стал знаменитым

Благодаря нацпроекту «Культура» книги из библиотеки Максима Горького в Музее-квартире в Нижнем Новгороде теперь можно не только увидеть в застекленных витринах, но и перелистать в мультимедийном формате.

В экскурсиях по горьковским местам Нижнего Новгорода первый пункт — это Дом Каширина по адресу Почтовый съезд, 21, где писатель родился, а последний, замыкающий — вот этот двухэтажный доходный дом на улице Семашко, 19. Горький жил здесь в 1902 — 1904 годах вместе со своей семьей: женой Екатериной Павловной Пешковой, двумя детьми, Максимом и Катей, и тещей, Марией Александровной Волжиной, — отсюда уехал в Москву.

В Нижний Новгород писатель приехал, отбыв пятимесячную ссылку в Арзамасе, небольшом провинциальном городе, который вначале он описывает в своих посланиях друзьям почти нежно.

«Славный город. 36 церквей и — ни одной библиотеки. По улицам, мощенным огромными обломками каких-то серых скал, ходят свиньи, полицейские и обыватели, ходят медленно, имея вид существ, совершенно лишенных каких-либо активных намерений. (…) Тихо здесь, славно. Окрестности — мне нравятся, широко, гладко. Вообще должен сказать, что, если начальство думало, посылая меня сюда, причинить мне неприятность, — оно ошиблось. Заведу себе на днях стол, начну работать и накоплю здоровья лет на пять».

В Арзамасе Горький написал «На дне», пьесу «из босяцкой жизни», как он ее называл. Премьеру в Московском Художественном театре сыграли в декабре 1902 года, успех был исключительный: автор признавался, что ничего подобного не ожидал. «И — знаете — кроме этого удивительного театра — нигде эта пьеса не будет иметь успеха. Вл[адимир] Иван[ович] Немирович[-Данченко] — так хорошо растолковал пьесу, так разработал ее — что не пропадает ни одного слова. Игра — поразительна! Москвин, Лужский, Качалов, Станиславский, Книппер, Грибунин — совершили что-то удивительное. Я только на первом спектакле увидел и понял удивляющий прыжок, который сделали все эти люди, привыкшие изображать типы Чехова и Ибсена. Какое-то отрешение от самих себя. Второй спектакль по гармоничности исполнения был еще ярче. Публика — ревет, хохочет. Представьте — несмотря на множество покойников в пьесе — все четыре акта в театре — хохот».

Из начинающего драматурга Горький мгновенно стал драматургом знаменитым: на улицах продавали его портреты, в провинциальных городах появились «лже-Горькие», выдававшие себя за автора «На дне». Вскоре после премьеры в МХТ в Москве появились посланцы из Берлина, из Немецкого театра Макса Рейнхардта: им было поручено заполучить пьесу любой ценой. В Берлине спектакль под названием «Ночлежка» имел почти такой же шумный успех, как «На дне» в Москве. Персонажей «босяцкой» пьесы, которую Лев Толстой считал неудачной, стремились сыграть мировые звезды: в парижской постановке в роли Василисы выступила Элеонора Дузе.

То есть дом, в котором сейчас находится Музей-квартира Горького, не просто представитель «деревянной» нижегородской архитектуры, а доживший до наших дней свидетель превращения русского писателя в мировую знаменитость. Это еще и последний дом семьи Пешковых: в 1903 году Алексей Максимович и Екатерина Павловна расстались, как говорила она сама, по обоюдному желанию.

Дом уютный, с хорошими пропорциями, соразмерный человеку, и обстановка в комнатах такая, словно Пешковы оставили их пару лет назад. На самом деле дому, конечно, пришлось пережить, как и всем его современникам, превращение в коммуналку, но ему повезло: в 1971 году было решено превратить его в музей.

Как рассказывает заведующая литературным отделом Музея-квартиры Елена Агафонова, произошло это во многом благодаря усилиям Екатерины Павловны Пешковой. «Горький умер в 1936 году, Екатерина Павловна на много лет его пережила и очень много сделала, чтобы сохранить память о нем. Мечтала о создании музея в этой квартире, которая была воссоздана по ее чертежам. Планировка была нарушена, она вычертила план и отметила на нем, где что стояло в 1902 году».

Интерьеры воссозданы дотошно: обои и текстиль реконструированы по сохранившимся клочкам. Обои, например, удалось воспроизвести по тем обрывкам, которые были наклеены на газеты начала прошлого века.

Пешковы занимали десять комнат, но две-три были изначально предназначены для гостей: в доме всегда было многолюдно, а на концерты Шаляпина, с которым Горький дружил, в большой гостиной собиралось до 40 человек.

«Шаляпинская» комната музея полностью обставлена мемориальными вещами. Старшая дочь Шаляпина, Ирина Федоровна, передала в дар музею много предметов, принадлежавших ее отцу.

В кабинете Екатерины Павловны обстановка тоже подлинная — здесь хранится часть ее личной библиотеки, она читала на немецком и французском, здесь же можно увидеть маленькие туфельки — жена пролетарского писателя рассказывала, что к свадьбе Алексей Максимович положил в них два золотых — на счастье. Но молодая семья жила небогато, в какой-то момент золотые заложили, да так и не выкупили.

Екатерина Павловна Пешкова — одна из самых загадочных женщин своей эпохи. В 1920-х и 1930-х она возглавляла «Политический Красный Крест» — единственную организацию, занимавшуюся помощью политическим заключенным. Пешковой позволялось посещать все тюрьмы и в присутствии администрации разговаривать с заключенными. Как она получила это разрешение? Возможно, благодаря положению жены Горького. Сталину был нужен «буревестник революции», задержавшийся в Сорренто, его официальная жена (Горький с Екатериной Пешковой не были разведены) являлась частью легенды о связи писателя со Страной Советов.

В Музее-квартире Горького вряд ли удастся разгадать загадки, скрытые в прошлом, но подойти к ним поближе вполне реально. Книги из библиотеки Алексея Максимовича, собранной в Нижнем Новгороде, теперь можно не только увидеть издалека, но и перелистать. Среди этих книг есть и раритеты — например, известный альманах «Мнемозина» с пушкинскими стихами.

Мультимедийная часть музея, созданная благодаря нацпроекту «Культура», сосредоточена на первом этаже — посетителя встречает Сатин, герой пьесы «На дне» (в мультимедийной инсталляции его играет московский актер Николай Алипа), тут же можно узнать, что писали московские газеты о премьере пьесы в Московском Художественном театре («это был апофеоз новых слов и новой литературной мысли»). Есть шанс «зависнуть» на первом этаже надолго — у Горького была богатая библиотека, да и монолог Сатина стоит того, чтобы лишний раз его послушать.

Фотографии предоставлены Музеем-квартирой А.М. Горького.