Владимир Комоедов: «Не имеем права быть слабыми»

Виктор СОКИРКО

21.03.2014

Очевидно, что после присоединения Крыма к России присутствие наших войск на полуострове будет существенно усилено. Коснется это в первую очередь Черноморского флота, чьей главной базой остается Севастополь, а также береговых частей и флотской авиации. По сути, Крым вернет себе статус огромного «сухопутного авианосца», каким он являлся до 1991 года.

Столетняя «Коммуна»

На сегодняшний день Черноморский флот России обладает гораздо меньшими боевыми возможностями, чем, например, Северный, Тихоокеанский и даже Балтийский. ЧФ «круче» разве что Каспийской флотилии. За прошедшие двадцать лет боевой состав черноморцев сократился практически в 20 раз. Впрочем, несмотря на то, что ЧФ можно отнести к одному из самых воюющих флотов страны, он никогда не выделялся своей особой боевой мощью — размеры самого моря не позволяют содержать здесь крупные эскадры, «пробка» проливов Босфор и Дарданеллы лишает корабли и подлодки выхода в Средиземное море и Мировой океан. Но сегодня состав флота оказался самым слабым за всю историю. И в Главном штабе ВМФ эту ситуацию намерены менять кардинально, в том числе за счет размещения новых баз в Крыму.

Сейчас у ЧФ на плаву осталось всего 41 единица боевых кораблей и две подводные лодки. Ударная мощь флота — 11-я бригада противолодочных кораблей во главе с флагманом, гвардейским ракетным крейсером (ГРКР) «Москва». В нее входят также большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» и еще три сторожевика (СКР), переоборудованных из БПК. 

На самом деле это очень боеспособное соединение, которое может вести действия как в самом Черном море, так и с выходом в Средиземку и Атлантику. Но все эти корабли находятся в строю более тридцати лет и, несмотря на глубокую модернизацию и перевооружение, морально устарели. Им на смену требуются современные корабли.

То же самое можно сказать о 68-й бригаде кораблей охраны водного района (с базой в Севастополе), состоящей из четырех малых противолодочных кораблей (МПК), и о 184-й бригаде (база в Новороссийске), состоящей из трех МПК и десятка тральщиков и десантных кораблей. Былая гордость ЧФ — 41-я бригада ракетных катеров — состоит всего из... четырех кораблей, два из которых на воздушной подушке. Бледно выглядит и 247-я дивизия подводных лодок, в ее составе осталось всего две субмарины — дизельные «Алроса» и «Святой князь Георгий», которым, по идее, уже пора в утиль. Еще на ходу семь больших десантных кораблей (БДК) из 197-й бригады, способных перебросить морскую пехоту (по 250–300 человек в каждом) и боевую технику в любую точку Мирового океана. Но и эти корабли уже отмотали винтами по 30–40 лет, к тому же не имеют на борту серьезного вооружения и способны действовать лишь в составе корабельных групп. Службу продолжает нести даже спасательное судно «Коммуна», которому в прошлом году исполнился век!

Флот усилят «Адмиралы»

— Обновлять Черноморский флот нужно было еще вчера, — расхожей поговоркой прокомментировал «Культуре» ситуацию председатель комитета Госдумы России по обороне Владимир Комоедов, который с 1998 по 2002 год был командующим ЧФ. — Что говорить, если у Турции, страны НАТО, над нашим флотом в Черном море сейчас пятикратное превосходство. Мы были ограничены «базовыми соглашениями» с Украиной — максимальное количество кораблей и судов было определено в сто штук, личного состава — 25 тысяч человек.

Теперь, очевидно, в связи с изменением политической карты, соглашение будет пересмотрено или вообще аннулировано.  

— Мы просто обязаны использовать эту ситуацию для пополнения сил флота, повышения боевой мощи, — продолжает Комоедов. — Не умаляя значения других флотов, Черноморскому необходимо уделить особое внимание — с учетом сложной геополитической ситуации, которая складывается сейчас в Черноморском бассейне. Мы просто не имеем права быть здесь слабыми. И должны не просто выйти на уровень численной мощи, а превзойти потенциального противника по качеству вооружений.

Эти слова словно услышали в ВПК и Минобороны — недавно появилось сообщение, что до 2016 года Черноморский флот получит шесть новых надводных и столько же подводных кораблей. 

Буквально на днях стало известно, что первый фрегат, предназначенный для Черноморского флота, спущен на воду в Калининграде. Он получил имя «Адмирал Григорович» — в честь героя, прославившегося при обороне Порт-Артура и сумевшего после Цусимы воссоздать и усилить военно-морскую мощь империи. В июле 2011 года начата постройка «Адмирала Эссена», в феврале 2012-го — «Адмирала Макарова», в 2013-м — «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Истомина». Все они предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и для организации противовоздушной обороны.

— Сторожевики этого проекта идеально подходят для действий в Черном море, — рассказал «Культуре» представитель Главного штаба ВМФ. — В то же время они могут действовать и в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море, эффективно выполнять миссию, аналогичную той, что проводится сейчас против пиратов в Аденском заливе.

А всего в ближайшие годы ЧФ должен получить 35–40 современных боевых кораблей, в том числе и подводных лодок. Субмарины проекта 636 заложены на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Первые три лодки флот рассчитывает получить уже в этом году, еще одну — в следующем и оставшиеся две — в 2016-м. Дислоцироваться они будут в Новороссийске, где строится новая база для флота, и в Севастополе, где со временем будет усовершенствована вся инфраструктура и система базирования кораблей. Появится здесь и современная ремонтная база.

— Существовавший до недавнего времени план развития сил Черноморского флота неожиданно устарел, потому что он разрабатывался, исходя из реалий вчерашних дней, — говорит наш собеседник в Главном штабе ВМФ. — Новые обстоятельства уже сегодня требуют незамедлительного внесения корректировок, что будет сделано в ближайшее время.

В старые казармы

Возвращение Крыма России окажет влияние и на развитие других родов войск. В первую очередь военной авиации. Российская армия сможет использовать аэродромы, пригодные для различных типов боевой авиации. Это аэродромы Бельбек и Багерово (ПВО), Кача (морская авиация), Саки-Новофедоровка, более известный как «НИТКА» (дальняя авиация), «Донузлав» (гидросамолеты), Гвардейское (бомбардировщики), Октябрьское и Веселое (стратегическая авиация), Джанкой и Карагоз (военно-транспортная авиация). Аэропорты в Симферополе, Евпатории и Керчи — двойного, гражданского и военного назначения. В Симферополе взлетно-посадочная полоса предполагала эксплуатацию космических челноков — «Буранов».

Наличие на «сухопутном авианосце» различных типов самолетов — от авиации ПВО до дальней авиации — позволяет контролировать воздушное пространство всего Черноморского бассейна и его окрестностей. Вплоть до Италии и Франции, не говоря уже о Турции.

Уже сейчас, по некоторым сведениям, на полуострове в районе аэродрома Кировское размещены 11 российских зенитно-ракетных комплексов «Оса» и «Панцирь-С1». Вероятно, в ближайшей перспективе в Крым будут поставлены также комплексы С-300 и С-400, которые «закроют» все небо над Черным морем. И в случае попыток НАТО разместить на территории Украины элементы системы ПРО (а такие договоренности уже имеются) в Крыму неминуемо появятся комплексы «Искандер», которых так боятся на Западе. 

Помимо действующих в составе Черноморского флота радиолокационных станций ПВО, в Крыму заработают и мощные системы радиоэлектронной разведки, а также пункты разведки радиоизлучений космического пространства. Ранее они входили в структуру ГРУ и активно «сканировали» все иностранные спутники в околоземном пространстве. 

В 1991 году в Крыму было 337 танков Т-64 и Т-72, это очень высокая концентрация. Они использовались большей частью для усиления береговой охраны. Сейчас российских танков в Крыму уже нет, но не исключено, что их вернут, хоть и не в таком количестве. 

Могут вернуться в Крым и некоторые испытательные центры Минобороны, действовавшие здесь до 1991 года. Например, 31-й ИЦ ВМФ в Феодосии, который испытывал ракетно-артиллерийские системы на мысе Фиолент под Севастополем, минно-торпедное вооружение в Двуякорной бухте, гидроакустические системы и измерительную инфраструктуру на Керченском полуострове. В ведении центра находился и морской десантный полигон с возможностью высадки на берег из БДК (полигон «Опук»). Могут возвратиться и структуры Государственного Краснознаменного НИИ ВВС. Помимо прочего этот институт испытывал на авиационном полигоне в Багерово «изделия специального назначения» — атомные бомбы без начинки. А еще — филиалы КБ Миля и Камова, военно-космические НИИ (10-й, 16-й и 22-й), разрабатывавшие элементы системы управления полетами космических аппаратов...

Снова можно будет встретить в Крыму и российских военных курсантов. Прежде здесь располагались четыре военных вуза. В Севастополе — Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова и Высшее военно-морское инженерное училище. В 2009 году они были объединены в Академию военно-морских сил Украины имени Нахимова. Здесь сохранилась хорошая учебно-техническая база, вуз способен в кратчайшие сроки переквалифицироваться для подготовки офицеров Военно-морского флота. А в минувший четверг распоряжением президента Путина оно было преобразовано в Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова. Кроме того, этим же распоряжением в городе русских моряков создано Севастопольское президентское кадетское училище.

Ну и еще одна немаловажная «боевая единица», которую несомненно восстановит Минобороны России в Крыму, — десятки военных курортов и санаториев. Наиболее известным был Сакский центральный военный клинический санаторий имени Пирогова. Сегодня на территории полуострова действует лишь один российский военный санаторий «Ялта».

Со щитом

Спрашивается: зачем, собственно, России милитаризировать Крым? А знаете ли вы, что... 66-я американская бригада военной разведки, постоянно дислоцирующаяся в Баварии, в первых числах марта 2014 года была переброшена в украинский Кировоград. 1-й специальный полк коммандос Польши, постоянно дислоцируемый в городе Люблинец, уже частично находится на территории Львовской области. На территорию Западной Украины полк прибыл в конце февраля 2014 года. Подразделения Канадского полка специального назначения из числа этнических украинцев — граждан Канады были заблаговременно размещены в Полтавской области и в Киеве с осени 2013 года. Есть данные, что подразделения 22-го полка спецназа САС (Специальная авиадесантная служба Сухопутных войск ВС Великобритании) тайно размещены в Киеве и Черниговской области — под видом учителей английского языка.

А вот еще информация — на европейских базах НАТО вновь появились американские танки, которые были выведены в прошлом году из Старого Света. На немецкую базу в окрестностях города Графенвёр прибыли 29 танков «Абрамс» одной из последних модификаций. Вскоре туда же прибудут более 30 бронетранспортеров «Брэдли» и несколько десятков единиц другой бронетехники. 

Официально речь идет о поставке машин для тренировки контингента НАТО. Однако российские эксперты уверены, что возвращение в Европу американской бронетехники нового поколения отнюдь не связано с тренировками. На фоне беспорядков на Украине бронетанковый корпус — лишь дополнение к кораблям ВМС США и ударной авиагруппе, которая приведена в состояние постоянной готовности в тех же Германии и Польше.

— Танки НАТО могут применяться в Европе только в одном направлении — в восточном, — говорил буквально на днях президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. —  Ни на север, ни на юг они не пойдут. Я не исключаю, что это связано с событиями на Украине, понятно, что дальше — Белоруссия, Россия и т. д. Сегодня, видимо, встает вопрос о возможном введении сил НАТО на Украину, с последующим давлением на Россию. Тем более, есть соглашение между НАТО и Украиной 2004 года, согласно которому территория Украины передается в распоряжение альянса. Это соглашение ратифицировано, оно имеет статус закона. Видимо, американцы не хотят, чтобы только европейцы, в случае драматического развития ситуации, участвовали в событиях на Украине, они тоже хотят принять участие в создании зоны контроля над Украиной. Поэтому и готовы перебросить туда свои танки.

Какие конкретные угрозы возможны со стороны НАТО в районе полуострова и как их можно нейтрализовать?

— Крым нужно защищать, и делать это незамедлительно, — заявил Ивашов «Культуре». — Военным людям необходимо думать о безопасности этой территории. В том же НАТО могут принять решение о создании временных администраций на полуострове, морские пехотинцы начнут брать под контроль здания администраций. Решатся они на это только в случае отсутствия серьезного сопротивления — в открытое боестолкновение с российскими военными они вряд ли вступят. Но, толкая впереди себя армию Украины, могут спровоцировать вооруженный конфликт, в котором, как обычно, станут применять «миротворческие» ракеты. Россия должна создать в Крыму такой щит безопасности, который даже саму мысль о военном вмешательстве НАТО сделает нереальной.

К слову, первое столкновение между российскими и американскими военными, правда бескровное, уже произошло. 13 марта в небе над Перекопом был перехвачен американский разведывательно-ударный беспилотник MQ-5B. Судя по бортовой маркировке, он входил в ту самую группировку 66-й бригады военной разведки, переброшенной недавно из Баварии в украинский Кировоград. Именно отсюда беспилотники совершают разведывательные рейды в сторону Крыма и приграничных российских областей. 

Беспилотник перехватили с помощью российского комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Автобаза». Он разорвал связь беспилотника с американскими операторами, после чего аппарат был посажен нашими военными связистами на территории Крыма.