Синергия культурной столицы

Николай ФИГУРОВСКИЙ

14.11.2019

14 ноября состоится открытие VIII  Санкт-Петербургского международного культурного форума. Невская столица на несколько дней станет центром множества интереснейших интеллектуальных мероприятий. Главная тема ПМКФ‑2019 — ​«Культурные коды в условиях глобализации». Ключевой гость — ​Китайская народная республика. Основные площадки: главный штаб Эрмитажа, Российский этнографический музей, ЦВЗ «Манеж».

Надо признать, формат форумов у нас прижился. Политики, бизнесмены, общественные деятели и ученые строят планы, исходя из графика саммитов, привлекающих тысячи спикеров, специалистов и гостей со всего мира. Программа строится так, что, несмотря на заявленный основной профиль, дебаты затрагивают чрезвычайно широкий круг вопросов. Синкретизм таких понятий, как «экономика культуры», «интеллектуальный капитал», «инвестиционная философия», и подобных тем экспертного обсуждения позволяет интегрировать их в любую историю. А сочетание вполне традиционных «пленарок» с набором разноплановых мозговых штурмов в виде больших и малых панельных дискуссий, секций, треков, симпозиумов обеспечивает яркий и эффективный формат.

Особое место в данном контексте занимает Санкт-Петербург. Здесь традиции глобальных деловых конференций закладывались издавна. Спустя 22 года некогда походивший на камерную тусовку Петербургский экономический форум принимает гостей в пору белых ночей. А на этой неделе уже в восьмой раз соберет тысячи российских и зарубежных экспертов Петербургский культурный форум: в город на Неве съедутся звезды кино и театра, оперы и балета, выдающиеся режиссеры и музыканты, академики, общественные деятели, представители власти и бизнеса.

ПМКФ‑2019 пройдет одновременно по трем «потокам»: профессиональному, общественному и мероприятиям для СМИ. Модерировать экспертные дискуссии будет весьма звездный состав: Фокин и Мацуев, Башмет и Полунин, Бондарчук и Цискаридзе, знаменитые музейщики, руководители ведущих профильных вузов, топ-менеджеры крупнейших бизнес-проектов в сфере культуры. На полях форума, как и на всех подобных мероприятиях, планируется оформление внутренних и международных бизнес-проектов, подписание важнейших соглашений. А жителям Северной столицы и туристам представят насыщенную фестивальную программу: от рэпа до классики, от художественных выставок до театральных биеннале. Логично, что ПМКФ позиционирует себя как центральное событие культурной жизни великой страны в эпоху возрождения национального самосознания.

Культура для России всегда являлась фактором определяющим. От большой классической литературы и музыки до времен, когда предметом общей гордости стало то, что «в области балета мы впереди планеты всей». Именно культура позволяла сохранять единое национальное сознание при любых политических катаклизмах. Она была нашим оберегом.

В нынешней России мы наблюдаем настоящий культурный бум. Никого уже не удивляют многочасовые очереди на выставки Серова, Айвазовского, Куинджи, Репина, теперь вот и Поленова. Помнится, пару лет назад в суровые морозы МЧС пришлось разворачивать возле Третьяковки на Крымском Валу полевые кухни и согревать тысячи рвущихся к культуре москвичей и гостей столицы горячим чаем. В 2011 году фиксировалось 80 миллионов посещений музеев, в 2018-м — ​150 млн. В 1,6 раза выросло число выставочных проектов — ​с 50 до 80 тысяч. Бюджетные инвестиции федеральным музеям увеличились с 10,4 до 17,5 млрд рублей в год, а доходы музеев — ​с 6,2 до 15,5 миллиарда. На последнем Петербургском международном экономическом форуме директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак говорила о «большом самурайском пути», пройденном нашими крупными музеями, которые вышли на самоокупаемость более чем на 50 процентов. Брендируются целые городские пространства, все популярнее становятся «Ночи музеев», когда десятки тысяч занятых днем россиян с удовольствием отправляются в галерейные залы глубоко за полночь.

Причем касается это не только традиционных культурных столиц — ​Москвы, Питера, и не только государственных учреждений. Развиваются небольшие частные музеи и галереи. И в областных центрах за Уралом, и в городах Золотого кольца, и в скромной Коломне, и в совсем крохотных Плёсе, Козьмодемьянске, Мышкине народ идет на экспозиции кукол, пастилы, мыши, древнерусской семьи, охоты, рыболовства, железнодорожного и городского транспорта. С театрами примерно та же картина: почти в каждом провинциальном ДК непременно имеется своя студия или труппа, которой местные жители особо гордятся. Из столиц наезжают гастроли и антрепризы.

Вообще, проблема спекуляции билетами в театр приобрела такой размах, что Госдуме пришлось принимать специальный закон, препятствующий этому криминальному бизнесу (места в Большом, Театре Наций, «Табакерке» или Театре Фоменко подчас не достать ни за какие суммы, настолько спрос превышает предложение). К слову, в рамках питерского форума планируется широкое обсуждение проекта нового федерального закона «О культуре», концепцию которого представили нынешней весной. А впереди еще создание кластеров, призванных обеспечить циркуляцию событий между регионами — ​от Калининграда до Владивостока.

Основная же тема ПМКФ в этом году — ​«Культурные коды в условиях глобализации». Сохранение национальной идентичности в контексте неминуемой интеграции сознаний, менталитетов, порожденной невероятными возможностями цифровой реальности и всемирной сети — ​вопрос актуальнейший. Многовековой спор «западников» и «почвенников» в эпоху всевластия социальных сетей обретает новые дыхание и аспекты.

Сегодня к нему добавились совершенно новые проблемы. Как совместить вечные ценности с рыночными реалиями, традиционное наследие и современные технологии, какой должна быть доля государственного, частного и общественного финансирования в культурных проектах, как выстроить экономику культуры, чтобы та стала общедоступной и в то же время окупаемой, какова роль креативных индустрий в мировом разделении труда — ​вопросов хватает. Поэтому деловая площадка форума собирает известных менеджеров и инвесторов, галеристов и пиарщиков, арт-директоров и девелоперов из России и десятков мировых столиц. А официальной страной-гостем масштабного мероприятия в этом году станет Китай, который отдельно представит свои тысячелетние традиции и достижения.

Проведение международного культурного форума в Санкт-Петербурге — ​городе, три года подряд получающем самую престижную туристскую премию планеты World Travel Awards в номинации «Лидирующее культурное направление мира», — ​более чем логично, а задачи и цели его фундаментальны. Именно здесь на долгие годы вперед обеспечат синергию множества кодов универсального языка культуры, объединяющего государства и народы вопреки любым распрям.


Фото на анонсе: Алексей Даничев/РИА Новости