Область культурных достижений

Августин СЕВЕРИН

13.11.2019

14–16 ноября в Северной столице пройдет Санкт-Петербургский международный культурный форум. Для властей Подмосковья нынешний, восьмой по счету, ПМКФ особенный. В этом году отмечается 90 лет с момента создания Московской области как административно-территориальной единицы страны. Министр культуры региона Елена ХАРЛАМОВА рассказала нам о том, как в Подмосковье провели Год театра, сотрудничестве с зарубежными музеями и планах на глобальный культурный форум.


культура: Что Вы ожидаете от ПМКФ? Что в принципе может дать субъекту Федерации участие регионального министра в таком мероприятии?
Харламова: В Подмосковье работает 2300 учреждений культуры: ДШИ, театры, сеть кинотеатров, музеи, библиотеки и дома культуры, в которых трудится около 20 тысяч работников культуры. От нашей области в форуме примет участие команда руководителей учреждений культуры, которые не только познакомятся с отечественным и мировым опытом, но и представят свои стратегии развития музейной, библиотечной деятельности, а также свои практики в проектном управлении.

Программа региона на ПМКФ — ​обширная. Будем работать на секции, посвященной сохранению и популяризации творческого наследия Ф. М. Достоевского, еще — ​на очередном заседании рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Культура». На пленарной сессии «Музеи на брендовых маршрутах России», на круглом столе «Музеи в современном мире: вызовы и возможности».

16 ноября пройдет концерт стипендиатов Благотворительного фонда им. Иветты Вороновой «Новые имена». Талантливым ребятам из Подмосковья представится уникальная возможность выступить на одной сцене с именитыми музыкантами. Наши девочки и мальчики будут также среди участников церемонии закрытия Большого детского фестиваля. Наконец, предстоит заключить договор о сотрудничестве Московского губернского театра и минкультуры Республики Крым.

культура: 2019-й в России объявлен Годом театра. Что удалось сделать в Московской области?
Харламова: Для начала хочу уточнить: в Подмосковье сегодня четыре государственных и 26 муниципальных театров, и на каждой площадке было что-то интересное. Например, «Подмосковная афиша московских театров» памяти Олега Табакова с участием МХТ имени Чехова, «Табакерки», Театра Наций и Театра имени Пушкина. Очень полезный проект — ​«Театральные уроки в Подмосковье»: педагоги ГИТИСа рассказывали школьникам об истории театра и его профессиях. В мае в Музее-заповеднике Чехова прошел Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»: показали спектакли по произведениям Антона Павловича и о нем. Участвовали театры из Москвы, области, Санкт-Петербурга, Волгограда, Рязани, Воронежа, Донецка, Татарстана, Кишинева и даже австрийской Вены. В Музее-заповеднике Пушкина в Больших Вяземах состоялся конкурс среди муниципальных театров региона, посвященный 220-летию со дня рождения поэта. В июне в Горках Ленинских открыли Фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». В августе в Дубровицах — ​Театрально-музыкальный фестиваль «Сон в летнюю ночь». А в Сергиево-Посадском музее-заповеднике прошел первый Международный фестиваль уличных театров «Петрушки мира».

культура: Одна из визитных карточек Подмосковья — ​его музеи…
Харламова: Так и есть. Нацпроект «Культура» предполагает создание мультимедийных гидов, цифровизацию наших учреждений. Мы понимаем, что дома-музеи Пушкина, чеховское «Мелихово», являющиеся такими, какими были еще до революции, нельзя, условно говоря, модернизировать. Вопрос — ​как сделать их интересными для современной молодежи? Мы приглашаем наших знаменитостей. Например, Денис Мацуев согласился провести аудиоэкскурсию по музею Чайковского. Дальше думаем сделать голографическое изображение артиста. Представляете, человек заходит в музей, и перед ним внезапно возникает фигура знаменитого пианиста. Он предлагает пройтись по дому выдающегося композитора, и в ходе экскурсии рассказывает о том, что Петр Ильич был убежден: не стоит ждать музу, нужно каждое утро вставать, садиться за инструмент и пытаться творить. Иначе муза не будет благосклонна даже к большому таланту. То же самое — ​в Больших Вяземах, усадьбе Голицыных, где Пушкин провел детство. 

Еще хотелось бы сказать о нашем большом современном музее в Новом Иерусалиме. Это первый региональный музей, который связывается с заграничными партнерами и договаривается о проведении выставок. Там представлено 239 работ Марка Шагала. Считаю это большим достижением: московские, да и остальные федеральные музеи с легкостью договариваются о подобных «гастролях». А вот для областного учреждения культуры это действительно успех — ​позвонить в Центр Жоржа Помпиду и решить вопрос о передаче сорока работ из парижской экспозиции. Выставка называется «Шагал. Между небом и землей». Помимо Центра Помпиду, в ней участвуют Национальный музей современного искусства, Музей Марка Шагала в Витебске, Национальный музей Марка Шагала в Ницце, ГМИИ имени Пушкина, Музей истории евреев в России.

культура: Часто сотрудничаете с музеями из других субъектов РФ?
Харламова: Да, нередко. Например, с 30 сентября Музей-заповедник Петра Ильича Чайковского представляет выставочный проект «Аполлинарий Васнецов. Демьяново». Он подготовлен в содружестве с Государственной Третьяковской галереей и приурочен к 125-летию музея великого композитора. 5 сентября прошлого года в Серпуховском историко-художественном музее стартовал выставочный проект «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма», который также был организован совместно с Третьяковкой при поддержке министерства культуры Московской области. А совсем недавно, 4 октября, здесь же открылась выставка «Константин Маковский. Реалист и мифотворец». К 180-летию художника.

культура: Вы упомянули музей на территории Новоиерусалимского монастыря. В середине 90-х этот замечательный архитектурный ансамбль был возвращен Церкви. Как вообще складываются отношения между руководством области и РПЦ?
Харламова: Мы стремимся выстраивать с Московской епархией отношения, основанные на взаимопонимании и уважении к российской культуре и истории. Так, в марте в Новом Иерусалиме открылась постоянная экспозиция «Особая кладовая». В ней собраны экспонаты, которые долгое время хранились в фондах музея, но не выставлялись. Это настоящие реликвии — ​памятники русского лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков, предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля  XVII века, произведения выдающихся эмальеров. И не только это: по уже устоявшейся традиции в Московской области проводится фестиваль «Русская опера у стен монастыря» — ​проект, который проходит по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В этом году оперу «Мазепа» Чайковского в исполнении артистов театра «Геликон-опера» увидели в Коломне и Серпухове. Еще один ценный опыт взаимодействия власти и Церкви — ​музей «Зарайский Кремль» и находящийся на его территории Никольский храм. Еще в 2013-м в безвозмездное пользование храму была передана чудотворная икона «Никола Зарайский», написанная в начале XVI века. Прихожане проделали большую работу, чтобы обеспечить безопасность реликвии, на их средства изготовлен специальный киот, который, кстати, прошел экспертизу в ГНИИ реставрации. Между прочим, сотрудник музея, отвечающий за сохранность, — ​прихожанин храма.

культура: Как обстоят дела с домами культуры?
Харламова: На сегодня в клубах и кружках домов культуры занимаются больше трехсот тысяч человек, а это 4 процента населения Московской области. У нас есть хоровые, хореографические, театральные, фольклорные клубы, оркестры народных и духовых инструментов, кружки изобразительного, декоративно-прикладного творчества, кино- и фотоискусства, многие другие.

культура: В следующем году страна отметит юбилей Великой Победы. Как к нему готовится Подмосковье?
Харламова: Для меня лично, как и для большинства людей на постсоветском пространстве, это очень важное событие. В Московской области находится Музей Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Несколько лет назад было принято решение проверить музеи Героев, получивших свое звание в годы Великой Отечественной войны. И тогда стало понятно, что все они, построенные еще в 50–70-е годы, уже не соответствуют требованиям наших дней. Подмосковье стало первым регионом, где сегодня ведется строительство современного музея Героя Советского Союза, который, как мы надеемся, будет интересен не только взрослым, но и молодежи. Чтобы наши современники помнили, что возможность жить, учиться, работать сейчас, в далеком 1941-м отстояли для нас обычные люди, сумевшие проявить недюжинный героизм. 

При разработке концепции музея мы пришли к печальному выводу — ​в Подмосковье есть мемориалы и музеи, посвященные панфиловцам, подольским курсантам, прочие памятники, но нет места, куда можно приехать и осознать, насколько грандиозным событием явилась оборона столицы. А ведь маршал Жуков во всех интервью на вопрос, что ему больше всего запомнилось из войны, отвечал — ​битва за Москву. В этом кровопролитном сражении полегло около миллиона наших соотечественников. Поэтому мы решили на базе скромного музея, рассказывающего о подвиге 18-летней девушки, создать большую экспозицию, посвященную защите последнего рубежа. Через историю одного человека показать подвиг всех, кто защищал Москву. Надеемся, что успеем построить его к 9 Мая, обязательно пригласим на открытие президента и других руководителей страны. Один из залов музея планируем посвятить «Бессмертному полку». 

С февраля по март съемочные группы будут ездить по всему Подмосковью и собирать истории ветеранов Великой Отечественной войны, которые расскажут они сами или их потомки. Зал Памяти — ​это стена, состоящая из маленьких экранов, на которых станем демонстрировать собранное. Мы этим живем, болеем и стараемся сделать все наилучшим образом. Предполагается, что по примеру нашего музея подобные экспозиции соберут и в других регионах России. А еще киностудия «Военфильм», расположенная в Московской области, сняла картину «Подольские курсанты». Мне кажется, фильм получился очень хорошим.


Фото на анонсе: Дмитрий Коробейников/ТАСС