27.03.2019
культура: Как возникла идея музея?
Диодоров: Однажды мы целое лето жили у друзей в Погорелом Городище. Об этом селе ходили легенды, якобы здесь бывал Александр Сергеевич. Согласно преданиям — собирал сведения о ржевском купце Долгополове, участнике Пугачевского бунта. Как было на самом деле, выяснил историк Сергей Кутейников. Удалось обнаружить письмо Пушкина Николаю Раевскому-младшему, где рассказывалось о жалованной грамоте царя Михаила Федоровича, найденной поэтом в Погорелом Городище. Документ пролил свет на судьбу его предка, Гаврилы Пушкина, который сжег укрепление в 1617 году из-за угрозы захвата поляками. Практически доказано, что Александр Сергеевич приезжал в Погорелое Городище в 1826 году. Прикосновение к важным страницам истории чрезвычайно увлекло нас. И начались бессонные ночи: поиск денег, оформление документов... А ведь нам с Кариной Степановной к тому времени было по 82 года.
культура: Действительно планируете отдать часть премии на развитие музея?
Диодоров: Да, стараемся помочь нашему детищу удержаться на плаву. Есть спонсор, который, к счастью, освободил меня от должности директора. Все-таки я в первую очередь художник, как директор — никакой, меня даже оштрафовала налоговая инспекция (смеется). Музею мы отдали предметы, связанные с пушкинской темой. Это наследие народных артистов СССР Петра Глебова и Софьи Пилявской. Вещи из дома Володи Высоцкого — он был нашим близким другом. Раритеты, подаренные историком моды Александром Васильевым.
11 августа 2018 года открылся музей в Погорелом Городище — замечательном месте, где на глазах гибнут особняки XIX века. Считаю, пришло время спасти прекраснейшую страницу русской истории: позволить, как птичке феникс, возродиться из пепла. Нам дали большую комнату в местном Доме культуры. Теперь там историческая экспозиция. Однако ценные вещи хранить боязно: дверь не запирается. Несколько раритетов, к сожалению, пропало. Поэтому 21 сентября 2018 года презентовали второе помещение музея — выставочный зал в Зубцове. Администрация района предоставила здание казначейства XIX века. В двух сейфовых комнатах, где купцы держали богатства, теперь находится наш «алмазный фонд» — самые ценные вещи. Недавно здесь же провели и первый концерт. Моя жена родом из тех мест, многие ее песни посвящены Верхневолжью. Вечер завершился гимном Зубцову, который успела записать Валентина Толкунова. Пел весь зал.
культура: Что зрители могут увидеть в музее?
Диодоров: В Погорельской части — документы, книги, раритетные детали быта пушкинского времени, посмертную маску поэта. В Зубцове — мебель пушкинской эпохи, диванчик и два кресла из женского салона. Когда реставрировали драную обивку, обнаружили смятое письмо — бумага почти истлела. Там упоминалась фамилия Раевского: речь шла о его поступлении на сверхсрочную службу. Это послание теперь тоже находится в экспозиции.
Александр Васильев подарил три женских портрета пушкинского времени, редчайшие миниатюры XVIII–XIX веков. Есть мебель: сундуки, этажерочки. Очень хорошее собрание скульптур — мои друзья-ваятели постарались. Веер XVIII столетия с костяной ручкой, театральная трубка-одноглядка. Всего в фонде более 500 раритетов. Некоторых нет даже в Государственном музее А.С. Пушкина. Так, в выпущенном ими издании «Дары и дарители» перечислены поступления в фонды, в том числе медная медаль с профилем Пушкина 1899 года, созданная к столетию Александра Сергеевича. У нас такая же, но серебряная. Оказывается, всего было выпущено четыре золотые медали, 20 серебряных и 5000 медных.
Отражена и тема Андерсена, которая мне близка. Датский писатель трепетно относился к России и русской культуре, хотя никогда не был в нашей стране. Однажды в Монтрё он познакомился с дочерьми генерала Мандерштерна. Девушки решили поразить известного сказочника и обратились с просьбой к кузине, помолвленной с цензором Петром Капнистом. У Капниста хранилась тетрадочка Александра Сергеевича 1816 года. Родственница сестер тайно отрезала первую страницу — со стихотворением «Пробуждение» и началом «Элегии». Так автограф русского поэта оказался у Андерсена.
Конечно, предстоит решить немало проблем. Какие-то вещи приходится делать собственными руками: например, рамки, паспарту — чтобы сэкономить. Я профессионал, все умею, но это требует времени. Кроме того, у музея до сих пор нет сайта. Нужна помощь со штатным расписанием — пока работают волонтеры. Премия — промысел Божий, надеюсь, она даст нам импульс. Если Господь позволит пожить, постараемся многое успеть. Вообще в нашем возрасте получить такое высокое признание — самое большое счастье, дороже всех орденов.
культура: Вы создавали иллюстрации ко многим произведениям русской классики. А к книгам Пушкина?
Диодоров: К сожалению, не пришлось. Возможно, потому что очень трудно и ответственно. А потом — все время был занят. С самых ранних лет, еще мальчишкой, получал предложения от издателей. За жизнь оформил более 400 книг. Хотя работаю очень медленно. Проиллюстрировал всего три сказочки Андерсена: «Русалочку», «Дюймовочку», «Снежную королеву». Дело даже не в технике — это уже исполнение, «рождение». Просто «беременею» долго: собираю материал, живу им. Присваиваю текст писателя. Жду, пока душа подготовится. Когда после долгого поиска, черной работы начинает что-то получаться — это необыкновенное чувство.
культура: Что главное в оформлении книги?
Диодоров: «Адресность»: не просто показать, что я умею, а обратиться к читателю — когда «душа с душою говорит». Всегда ищу визуальный язык, максимально адекватный произведению. Многие придумывают собственный метод и потом оформляют все издания одинаково. Это теперь называется «бренд». Но для меня каждая книга — другая жизнь. Возможность окунуться в мир, куда более прекрасный, чем окружающая действительность.
Иногда спрашивают, откуда такой диапазон — от Милна до Толстого. Просто не мог на чем-то остановиться, все казалось интересным. Стремление было одно — идти к абсолюту. Говорю студентам: ставьте подпись на работе, когда понимаете, что лучше уже не сделаете. А пока видите, что способны на большее, не останавливайтесь, создавайте варианты. Образец настоящего искусства — творения моей ученицы Жени Лоцмановой, восемь лет трудившейся над оформлением «Сорочьих сказок» Алексея Толстого. Ее работы получили Премию президента РФ для молодых деятелей культуры в 2016 году.
Искусство — это трудно, это не за деньги, — вот мое кредо. Поиск идеала, как путь к Богу, бесконечен. В творчестве это единственная радость. Именно радость, не удовольствие. Пример удовольствия — материальные блага, они, как известно, от лукавого. Поэтому насытиться богатством невозможно. А радость — ерунда: принесенная веточка мимозы, пение соловья. Масса пустяков, дороже которых ничего нет. Потому что это чувство любви к самой жизни, к явлению Божиему в окружающем мире.
Фото на анонсе: Kremlin.ru