Возвращение на орбиту

Виктор СОКИРКО

20.12.2013

Наша страна подарила миру слово «спутник» и фамилию «Гагарин». Но сейчас доля России на мировом рынке космических услуг, который оценивается в 180 млрд долларов, составляет менее трех процентов. Как возвратить прежние позиции? Это стало темой обсуждения на недавнем заседании Экспертного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, прошедшем под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина. 

Заседание проводилось в подмосковном Королеве. Это колыбель космической отрасли, здесь находятся ЦУП (Центр управления полетами) и «ЦНИИмаш» — секретный завод, где проектируют ракеты. Символично, кстати, что и сбор для отъезда в Королев был назначен возле гостиницы «Космос», откуда отчетливо просматривается уходящий в небо монумент «Покорителям космоса», установленный в седьмую годовщину запуска первого искусственного спутника Земли. Рядом Звездный бульвар и кинотеатр «Космос». Все, как говорится, в тему. 

Заседание Экспертного совета Дмитрий Рогозин, среди прочих обязанностей отвечающий в правительстве за возрождение космической отрасли, открыл напоминанием о ее славных страницах. На протяжении четырех десятилетий, с 1946 по 1988 год, Советский Союз был лидером в исследовании внеземного пространства. Даже проиграв лунную гонку, наша страна сохранила лидирующие позиции в освоении ближнего космоса, создании ракет-носителей и долговременных орбитальных станций. 

— Эпоха лидерства закончилась с распадом Советского Союза, потерей инфраструктуры и значительной части высококвалифицированной рабочей силы, занятой в отрасли, — констатировал Рогозин. — Отрасль вошла в глубокий кризис, драматически сократилось финансирование космических программ. Несмотря на то, что с начала 2000-х годов стали предприниматься первые попытки восстановления, отголоски системного кризиса продолжают ощущаться и сегодня: ракеты-носители падают, спутниковая группировка работает со сбоями. Первый за долгое время амбициозный проект в сфере научной космонавтики, который должен был нас всех вдохновить, — запуск автоматической межпланетной станции «Фобос-грунт» — был провален...

Присутствующие понурили головы при воспоминании о той неудаче. Автоматическая межпланетная станция была запущена 9 ноября 2011 года, однако не смогла покинуть околоземную орбиту и через два месяца сгорела.

Сейчас, продолжил Рогозин, в освоении космоса Россия отстает по всем показателям от США и Европейского космического агентства, по ряду программ — от Японии, Китая, Индии, Франции, Германии, Австралии. Даже по количеству военных спутников, которых в российской космической группировке подавляющее большинство, те же американцы заметно нас опережают. К примеру, если в 1991 году во время проведения операции «Буря в пустыне» космическое пространство бороздили около 80 военных спутников с клеймом «Made in USA», то спустя десять лет (операция «Несокрушимая свобода» в Афганистане) их было уже 130, а в 2003-м (операция «Иракская свобода») — около 160. Для сравнения: сейчас общее количество российских космических аппаратов, находящихся на орбите, не превышает ста штук. Из которых 28 обеспечивают навигацию по системе ГЛОНАСС. Опять же для сравнения: на американскую навигационную систему GPS работают около 60 спутников, на европейскую и китайскую — по 70.

Между тем, по словам Дмитрия Рогозина, только на коммерциализации нашей навигационной спутниковой системы Россия могла бы зарабатывать немалые деньги. Например, те же американцы свои миллиарды получают за счет разработки и производства устройств для работы с GPS. Такая задача стоит и перед нашей промышленностью — создавать подобные устройства и производить их на территории России из российских же компонентов. Именно в этом будет заключаться важнейший экономический эффект от системы ГЛОНАСС. Массовый спрос на автомобильные навигаторы и другие электронные устройства поможет создать не только новые сборочные производства, но и поднять интеллектуальный уровень продукции.

Для России выход на этот рынок — «последний шанс», по выражению вице-премьера, масштабно коммерциализировать космическую деятельность и поддержать отрасль. 

— Необходимо максимально внимательно отнестись к решению данной задачи — по своей важности она достойна стоять в ряду эпохальных свершений советской космической программы, — отметил он.

По мнению вице-премьера, отечественная ракетно-космическая промышленность сейчас явно не дорабатывает в области производства спутников. А как известно, именно это направление — мейнстрим космонавтики последних десятилетий, наиболее рентабельная ее сфера. И именно здесь Россия демонстрирует существенное отставание от ведущих мировых держав. Впрочем, положительные сдвиги есть и в этой сфере. Например, ключевое предприятие «Информационные спутниковые системы им. Академика Решетнёва» загружено заказами, реализует масштабную инвестиционную программу по модернизации производства стоимостью 15 млрд рублей, а также ищет возможности для получения современных технологий через создание совместного предприятия с европейской аэрокосмической компанией. Должны и другие предприятия подтянуться.

— Надо просто засучить рукава и работать на конкретный результат, все возможности для этого сейчас есть, — такой вывод для себя и коллег сделал по результатам заседания руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.

Тут и не поспоришь — возможности у отечественной космической промышленности для выхода на новый виток имеются.


Дмитрий Рогозин — «Культуре»: «Космос способен зарабатывать»

В кулуарах заседания нашему корреспонденту удалось задать Дмитрию Рогозину несколько вопросов. 

культура: Хватает ли финансирования для развития космической отрасли или, как говорится, на ракеты и спутники «не докладывают»?
Рогозин: С этим все в порядке, космос у нас не бедная организация, развитию отрасли президент страны уделяет самое пристальное внимание. Вот и декабрьский указ «О системе управления ракетно-космической отраслью» — наглядное тому подтверждение. Внутри создаваемой корпорации (Объединенная ракетно-космическая корпорация, ОРКК. — «Культура») возможно будет проводить единую техническую политику, единую политику управления государственными активами, загрузить должным образом существующие производственные предприятия. На космос выделяется немало средств, но и космос способен сам зарабатывать на себя.

культура: Есть такое выражение: деньги на ветер. Применительно к данной теме не получится ли так: деньги — в космос. Не велика ли цена престижа страны, которая возвращает былое могущество?
Рогозин: Вопросы престижа тоже нельзя недооценивать. Скажем, из соображений престижа государства тратят огромные деньги на большой спорт. Считается, что это способствует тому, что сейчас принято называть «мягкой силой» держав. Но ничуть не меньше, а в действительности и гораздо больше этому способствует демонстрация высоких технологий, в том числе военных и двойного назначения. И космонавтика — отличный полигон для такой демонстрации.

культура: Дмитрий Олегович, 21 декабря Вам исполнится 50 лет. Знаем, что заранее не поздравляют, но вопрос-то задать можно: что бы Вы сами себе пожелали на юбилей?
Рогозин: Того же, что и нашей стране: процветания, движения вперед, стабильности и спокойствия. И мирного космоса над головой!