15.12.2018
— Одна тема настойчиво повторялась на сегодняшнем заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. И это не финансирование. Ария «дайте побольше денег» — она из разряда вечных. Спорить вроде не будешь — справедливое пожелание, однако слушать неинтересно. Седьмой год имею честь состоять в Совете и все эти семь лет пребываю в убеждении (предубеждении?), что просить денег надо в других местах и при других обстоятельствах. Мы раз в год собираемся, чтобы обсудить сущностные вещи. Так вот, о сути. Совершенно очевидно, что необычайную общественную остроту приобретают вопросы: как сохранить свободу, не лишившись всего остального? Каким образом регламентировать смыслы и ценности в мире, где больше не существует информационных границ? Как защитить национальные интересы — духовные и материальные, не впав при этом в «дремучее охранительство»? Об этом в Константиновском дворце говорил замечательный композитор и продюсер Игорь Матвиенко, предостерегая от лобовой борьбы с рэперами. Следить за контентом на предмет пропаганды наркотиков — да, маркировать при наличии ненормативной лексики — да, запрещать концерты — нет. Пена сойдет, талантливое останется, остальному не надо делать бесплатную рекламу.
Конечно, для большинства из нас смешно, что в последнее время любой разговор о культуре смахивает на собачью выставку, ибо не обходится без упоминания Хаски… Однако новое, как справедливо заметил президент, всегда непросто пробивает себе дорогу. Андрон Сергеевич Кончаловский поднял популярную ныне тему засилья американского кинематографа. Ссылки на Китай и Францию требуют разъяснения — в этих странах совершенно различные системы поддержки национальных кинематографий. Нужны ли нам квоты? Какие именно — на импорт или на экранное время? Как будут чувствовать себя при этом прокатчики? Или все-таки предпочтительнее снимать хорошее отечественное кино — и все силы сейчас бросить в эту сторону? Спор опять оживился, продуманных расчетов пока нет.
Эдгард Запашный выразил обеспокоенность в связи с намерением создать в России стационарную базу для канадского Цирка дю Солей. Безусловно, самое смелое выступление на нынешнем Совете. Человек работает с хищниками — сразу видно. Если бизнес хочет зарабатывать на артистах, пусть зарабатывает на своих — очень симпатичная мне лично постановка вопроса. Но правомерно ли командовать бизнесом? Дальше: артист выучился в России, приобрел мастерство на нашей цирковой арене, и тут его переманивает зарубежная труппа. Эдгард предлагает контракты — аналогичные тем, что заключаются в спортивных клубах. Президент взял предложение на карандаш — как и многое другое в ходе заседания.
Надо думать. Просчитывать все плюсы и минусы. Ясно одно: мы живем сейчас в мире, где методы воздействия вчерашнего, а то и позавчерашнего дня не актуальны. Дубинками запретов можно добиться лишь обратного эффекта. Вовсе не регулировать сферу культуры — значит, поставить под удар завтрашний день страны. Регулировать в приказном порядке — значит, передвинуть угрозу в день сегодняшний. Что делать? Как вести диалог между обществом, государством и культурой? Надеюсь, в начале 2019 года мы посвятим этой краеугольной проблеме первое заседание Общественного совета при Комитете ГД по культуре. Уверена, пока не выработается четкая позиция по этому вопросу, ни дополнительное финансирование, ни новые организационные и правовые формы в полной мере работать не будут, — заявила Елена Ямпольская.
Полная версия заседания Совета по культуре и искусству
Фото на анонсе: Kremlin.ru