В театр по закону

15.11.2018

Ксения ПОЗДНЯКОВА

Фото: duma.gov.ruКомитет Государственной думы по культуре провел круглый стол «Навстречу Году театра. Законодательная поддержка театрального дела в Российской Федерации».Одной из основных тем стал законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в части совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия), который для краткости именуют «законом по борьбе с билетной мафией».

От столиц до самых до окраин

Обсудить важную для профессионального сообщества инициативу комитет пригласил гендиректора Большого театра Владимира Урина, художественного руководителя Театра Олега Табакова Владимира Машкова, директора Театра Наций Марию Ревякину, директора театра имени Вахтангова Кирилла Крока, художественного руководителя БДТ имени Товстоногова Андрея Могучего, директора театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрея Воробьева, ректора ГИТИСа Григория Заславского. Кроме того, в мероприятии приняли участие и представители регионов: директор Пермского академического театра Анатолий Пичкалев, директор Златоустовского театра ОМНИБУС Александр Романов, первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман и многие другие.

Законопроектом предлагается внести изменения, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия, а также на установление порядка реализации и возврата билетов на указанные мероприятия. Инициатива призвана бороться с продажей билетов по цене выше их номинальной стоимости. Для этого реализацию билетов разрешат только самим учреждениям культуры, а также уполномоченным ими лицам и организациям. Наценка у уполномоченных операторов не должна превышать 10 процентов за сопутствующие услуги (включая доставку). Предлагается также внести поправки в КоАП, устанавливающие серьезные штрафы для перекупщиков. Так, за реализацию билетов по стоимости выше номинала предусмотрена административная ответственность. Частным лицам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей предполагают наказывать штрафами от 200 до 500 тысяч рублей, юридических лиц — от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. Также театры получат право выпускать именные билеты на особо популярные мероприятия. Кроме того, по задумке авторов законопроекта, должна решиться и еще одна насущная проблема, когда перекупщики сдают нереализованные билеты в кассу буквально за четверть часа до начала мероприятия. До 2010 года билеты в театр, согласно специальному письму Минкультуры, можно было вернуть «не позднее, чем за трое суток до дня проведения мероприятия с возмещением 50 процентов стоимости билета». Затем санкции были отменены. Сегодня организатор мероприятия обязан принять билет хоть за 5 минут до начала действия, возместив покупателю полную стоимость.

Реализовать же сданные билеты администрация не успевает, отчего театр несет колоссальные убытки.

— Сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за сезон составляет более трех миллионов рублей, — рассказала участникам круглого стола директор Театра Наций Мария Ревякина. — За период с 1 января по 30 апреля этого года покупателями были произведены возвраты на сумму более миллиона рублей.

Убытки Большого театра — в разы больше.

— По позапрошлому году мы посчитали, что доход спекулянтов только на новогоднем «Щелкунчике» в Большом театре составил приблизительно около 1 млн евро. Причем мы считали по двойной цене, а они продают и по тройной, и выше, — заявил гендиректор ГАБТ Владимир Урин. Он также отметил, что мало где в мире у зрителя есть такая возможность — вернуть билет в кассу перед самым началом спектакля, не потеряв в деньгах.

Как и неделю назад, когда комитет впервые обсуждал данную инициативу в расширенном составе, глава ведомства Елена Ямпольская поддержала законопроект, однако отметила, что, пока он находится на рассмотрении Государственной думы, необходимо довести его до такого состояния, чтобы он был рабочим, чтобы интересы столичных и провинциальных театров, зрителей и распространителей билетов были сведены к некоему разумном компромиссу.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАССК примеру, в ходе круглого стола стало ясно, что проблема так называемой «билетной мафии» актуальна во многом для Москвы и Санкт-Петербурга, регионам же, напротив, не хватает распространителей. Более того, директора провинциальных компаний искренне полагали, что рассматриваемый законопроект будет действовать исключительно для столичных организаций. Глава комитета в очередной раз призвала их ознакомиться с инициативой и исключить те вещи, которые не облегчат, а, напротив, усугубят положение региональных коллективов. Елена Ямпольская напомнила, что законы принимаются не для столичных организаций, а для всей страны. «Мы постараемся, чтобы сливки нашего театрального сообщества были, безусловно, удовлетворены этим законом, чтобы они перестали нести огромные потери, но при этом чтобы наши рабочие региональные театры не страдали от этих поправок», — сказала она.

Лишний билетик против «черного зеркала»

Еще одним камнем преткновения стала сумма штрафа, предполагаемая за незаконную перепродажу билетов. Строгость наказания для недобросовестных перекупщиков может усложнить жизнь и обыкновенным зрителям, так как под штраф по формальным признакам может попасть любой человек, продающий перед спектаклем «лишний билетик».

«Сейчас законопроект прописан так, что продать лишний билет у театра будет невозможно, — отметила Елена Ямпольская. — Там штраф от 100 до 300 тысяч рублей. Таких не существует даже за социально опасные правонарушения.

Мнения театрального сообщества озвучил директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, считающий, что без гигантских штрафов бороться с перекупщиками невозможно.

— Мы должны понимать, что перепродажа билетов — это черная налоговая дыра, — считает Кирилл Крок. — Эти люди «продают» чужую интеллектуальную собственность, они ничего в нее не вложили. Не надо бояться больших штрафов, эти люди зарабатывают миллионы. И для них 5 или 10 тысяч — это вообще не деньги».

В ответ глава комитета предложила театрам задуматься, хотят ли они, чтобы билеты были причислены к товарам, ограниченным или запрещенным к свободной реализации, куда входят алкоголь, табак, наркосодержащие препараты, лекарства, потому как только в этом случае возможны столь высокие суммы штрафов.

— У нас за производство, продажу или ввоз фальсифицированных лекарств, если нет уголовной составляющей, штраф на граждан — до 100 тысяч рублей. А тут за продажу театральных билетов — 300 тысяч, — подчеркнула Елена Ямпольская.

Собравшиеся также в очередной раз высказали опасения, что закон не сможет быть эффективной мерой по борьбе с перекупщиками, если не будет ограничена деятельность так называемых «сайтов-зеркал», которые реализовывают билеты с многократной наценкой в Сети. Главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что «зеркала» зачастую находятся в поисковиках строчкой выше официальных сайтов театров или концертных залов, и пользователи не всегда могут разобраться, какой портал легальный, а какой нет.

Фото: PHOTOXPRESS— Люди приезжают в столицу на праздники, с детьми, гуляют, любуются достопримечательностями, а вечером непременно идут в театр. Билеты, разумеется, покупают на сайтах, которые первыми выскакивают при запросе. И какое чувство возникает у гостей, когда на спектаклях они узнают, что их соседи по креслам приобрели билеты за 5 тысяч, а они — за 15? Это имиджевые потери не только для одного конкретного театра, но и для всей страны, — заявил Крок.

Заграница нам поможет?

В заключительной части глава комитета призвала собравшихся рассмотреть зарубежный опыт по борьбе с «театральной мафией». Ответы на депутатский запрос пришли из Франции, Америки и Австралии.

— Конечно, главная проблема — это сайты, причем работающие при помощи роботов. То есть до тысячи билетов в одну секунду может быть скуплено, как только они появляются на сайте театра или концертной организации. В Америке принят закон по борьбе с подобными компаниями, во Франции требуют принять схожие меры. При этом Франция признает, что у них до 30 процентов рынка контролируется интернет-перекупщиками, а в США — чуть ли не до 60 процентов. Пока нигде в мире данная проблема не решена, это нужно понимать, но есть моменты, которые можно было бы учесть, — отметила Ямпольская.

По ее словам, во Франции в законе есть интересная формулировка: нельзя перепродавать билеты на постоянной основе, без разрешения организаторов. Эта мера может освободить тех самых владельцев «лишнего билетика» от необходимости платить те гигантские штрафы, которые сейчас предлагаются, или те, которые в итоге будут приняты. Но при этом все билеты невозвратные. В США есть регламентация, сколько билетов может быть продано одному лицу. А в Австралии существует закрытый перечень случаев, когда возврат билета без потери денежных средств возможен, и случаи, когда это не предусмотрено. Любой отказ должен быть документально подтвержден. У них также есть дифференциация на авторизованных и не авторизованных продавцов, но зрителям просто рекомендуют обращаться к официальным компаниям, никаких запретов там нет.

Депутат подчеркнула, что нигде в мире эта проблема до конца не решена, но это не значит, что не стоит с ней бороться. Елена Ямпольская в очередной раз призвала все заинтересованные стороны активно участвовать в разработке закона, чтобы в итоге документ помог отрасли, а не стал для нее очередной головной болью.


Фото на анонсе: duma.gov.ru


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть