14.06.2018
культура: Вы обладатель множества самых престижных наград и званий — советских, российских, зарубежных. И все-таки нынешняя Государственная премия значит для Вас что-то особенное?
Темирканов: Безусловно. И в первую очередь потому, что она стала для меня неожиданностью. Я узнал о присуждении мне награды всего за несколько дней до церемонии — было волнительно и приятно. А во-вторых, понимаете, зарубежные награды, ордена — это, конечно, престижно, почетно, но когда тебя ценят на Родине — это имеет особое звучание. У такой награды гораздо больший вес.
культура: У нас нередко случается так, что признание приходит сначала за рубежом, а уже потом художника отмечают в России.
Темирканов: Это почти всегда так. Кстати, не только у нас, но и во всем мире. Американцам, чтобы состояться у себя, нужно сначала сделать карьеру в Европе. Правда, в моем случае было несколько иначе. Меня заметили на Родине довольно рано: я только окончил консерваторию и вскоре завоевал первое место на Всесоюзном конкурсе дирижеров. Но это, конечно, не значит, что я уже тогда умел дирижировать. Просто, наверное, чем-то отличался от всех остальных — тоже способных, одаренных, образованных сверстников-музыкантов. Профессии учился долго. Могу сказать, твердое представление, что это такое, я получил, пожалуй, только после первых десяти лет работы с оркестром, никак не раньше. Дирижирование — профессия второй половины жизни. Это хорошо известный и очень точный афоризм Кирилла Петровича Кондрашина.
культура: Дирижерская профессия одна из самых сложных по тому комплексу умений и знаний, какими нужно обладать...
Темирканов: Я уверен, легких профессий нет. Если делать свое дело хорошо, по-настоящему, качественно, с душой, то любое дело трудное. Что касается дирижирования, то если относиться к этому поверхностно, то это очень легкая профессия — махать руками в такт музыке, что же тут сложного?
культура: Сейчас многие инструменталисты устремляются в дирижерскую профессию. Как Вам такая тенденция?
Темирканов: Да, этого сейчас чудовищно много. Естественно, они не понимают, что это такое, они увлечены лишь внешней стороной профессии. Они не знают толком, зачем дирижер вообще нужен. Думают, он существует для того, чтобы музыканты вместе играли. Это, конечно, заблуждение, начетничество. Многие высококлассные оркестры превосходно озвучат любую партитуру без всякого дирижера. Одно удовольствие — стой и маши под них, чем сейчас многие и занимаются. Молодые все машут — это нормально, и я был таким, прежде чем чему-то научился. Но если нет роста, углубления в дело, если дирижер так и остается на уровне ветряка, — вот здесь беда.
Конечно, среди вновь приходящих, специально не учившихся нашему ремеслу, есть люди одаренные, склонные к этому делу, имеющие способности. Безусловно, такие встречаются. Но, во-первых, их гораздо меньше, чем тех, кто хочет дирижировать и возомнил себя способным к этому. Чтобы стать дирижером по-настоящему, им необходимо пройти еще огромный путь, далеко не всегда приятный.
Фото на анонсе: Михаил Метцель/ТАСС