Театр бедного зрителя

Александр АНДРЮХИН

16.11.2017

«На что жалуетесь?» — спрашивают не только врачи, но и социологи. Первые выясняют симптомы болезни пациента, вторые — общества. Конечно, недовольство чаще всего имеет социальную природу (один рост цен на услуги ЖКХ стоит десяти иных раздражителей), однако в поле зрения исследователей попадают и сферы более тонкие. Финансовый университет при правительстве России спросил у жителей крупных и средних городов, довольны ли они местной культурной жизнью, и выяснил, что лучше всего дела обстоят в Санкт-Петербурге и Казани. Замыкают список Набережные Челны, Волгоград и Ульяновск. Как оказалось, проблемы у отстающих не только с деньгами.

В Финансовом университете, куда обратилась за комментарием «Культура», пояснили, что исследование не ставило целью охватить всю Россию:

— Мы проводили социологические опросы в городах с населением свыше 500 тысяч жителей. Поэтому в список не попали Великий Новгород, Псков, Тамбов, а также жемчужины Золотого кольца, — рассказал руководитель проекта Алексей Зубец. — Если по результатам опроса Набережные Челны оказались на последнем месте, то это не значит, что культура там вообще отсутствует. Есть еще более депрессивные места, не попавшие в наш рейтинг просто потому, что там мало жителей. В Набережных Челнах 50 процентов опрошенных не согласились с тем, что в их городе приличный уровень образования и достаточно культурных заведений.

— Анкетирование мы проводили выборочно, не стремясь выяснить, имеет ли человек какое-нибудь отношение к культуре, — продолжает Зубец. — Как и предполагалось, самыми депрессивными оказались бывшие промышленные города, уровень производства которых сегодня оставляет желать лучшего. В таких местах обычно всегда не хватает средств на духовную сферу, а население весьма бедно: людям не до театров, музеев и библиотек.

Набережные Челны. Культура сама по себе

Но только ли в деньгах дело? После публикации итогов опроса в Набережных Челнах собрался круглый стол, в котором приняли участие деятели искусства и чиновники: последние с выводами Финансового университета не согласились.  

— Между Казанью, которая на 2-м месте, и нашим городом, который на 38-м, — слишком большой контраст, — объяснила начальник управления культуры исполкома города Эльвира Ногманова. — Если говорить о ситуации в Республике Татарстан, Челны не в худшем положении. В городе четыре профессиональных театра — татарский, русский, кукольный, молодежный. Народ на спектакли ходит. Чтобы попасть в Русский драматический театр «Мастеровые», билеты нужно брать за месяц. Кроме этого, работают театральные студии. Так что зрелищных заведений у нас достаточно. В Набережных Челнах 19 библиотек. По существующим нормативам маловато, но если говорить о потребностях, вполне хватает. Читают в основном школьники, студенты и пенсионеры. У нас целых восемь вузов. Филармонии в городе нет, зато работает Органный зал, вместимостью 760 мест. Аншлагов там не бывает, но когда приезжают интересные музыканты, зал полон.

В городе есть и Картинная галерея, в которой выставлены произведения местных художников. Нельзя сказать, что горожане совсем не благоволят к живописи. В музее «Культуре» рассказали, что жители художественным творчеством интересуются. Правда, только по выходным. Но в будни учителя приводят в галерею школьников.

Однако, по словам Ногмановой, город уникален даже не своими театрами и библиотеками, а тем, что центром культуры в нем являются хореографическая,  художественная и театральная школы, а также шесть музыкальных школ и городская школа искусств. Эти заведения в общей сложности посещают 4013 детей. Кроме этого, во многих общеобразовательных учреждениях организованы хоры и оркестры.

— А вы знаете, сколько у нас бывает фестивалей? Только в этом году на улицах было проведено 5000 мероприятий, включая литературные концерты, — заявила она.

Участники круглого стола во мнениях разошлись: чиновники уверяли, что с культурой в Челнах все хорошо, деятели искусств доказывали, что не очень. По мнению местного музыканта Владимира Тютлина, проблема вовсе не в том, что учреждений в городе мало: просто посещают их одни и те же люди: «Стоит пару месяцев не явиться в Органный зал, там уже паника: «Что-то вы давно не посещали концертов. Все ли у вас в порядке?» На местных музыкантов, по его словам, ходят только завсегдатаи, которых можно пересчитать по пальцам. Разумеется, практически нет молодых людей, потому что они считают, что репертуар в Органном зале скучный и однообразный. И никаких надежд на обновление нет, поскольку программа там не меняется десятилетиями.

Театры народ посещает охотнее. В последнее время на новых спектаклях в Русском драматическом театре «Мастеровые» даже были аншлаги.

— Что касается нашего Татарского драматического театра, то к нему сейчас тоже возрос интерес, — рассказала «Культуре» замдиректора Дина Кирамова. — Он сравнительно молодой, всего 25 лет. Спектакли идут на татарском языке с русским переводом. Билеты — от 500 рублей. В репертуаре есть все: драмы, комедии, трагедии. Но особой популярностью пользуются детские спектакли, на которые попасть можно всего за 100 рублей.

Что удивительно, после круглого стола горячее обсуждение продолжилось на местных форумах. Тема задела горожан, и они в выражениях не стеснялись.

«Шесть музыкальных школ, школа искусств, хореографическая, художественная и театральная... Но только все они существуют сами по себе и сами для себя, — прокомментировал в Сети слова чиновницы один из жителей. — Выпускники не становятся музыкантами, певцами, артистами. Они не становятся даже зрителями. Эти школы не воспитывают в учениках потребность в культурной жизни».

Другой пользователь форума отметил, что не понимает, где играют эти многочисленные детские оркестры и для кого. Где проводятся фестивали? На открытых городских площадках, на ярмарках, на пляжах, в парках? Нет. «Только в тех же музыкальных школах и только для преподавателей и жюри!» — отвечает он сам на свой вопрос.

Развернулась дискуссия и о театрах. Оказалось, что на местные спектакли многие горожане принципиально не ходят, потому что это «художественная самодеятельность, а не искусство». Но некоторые признаются, что рады бы сходить в театр, но дорого: «Если зарплата 15 000 рублей, а билет на спектакль 600–1000 рублей, для семьи из пяти человек это накладно... Тут подумаешь, то ли в театр отправиться, то ли на 0,5 ставки еще куда-нибудь работать устроиться».

«Хотела пойти недавно в Картинную галерею, — пишет местная жительница. — Успела только второпях посмотреть выставку, потому что в будние дни они работают до 18 часов. Среди недели работающие люди туда попасть не могут. Хоть бы продлили время работы до 19 часов».

Сотрудники галереи рассказали, что этот вопрос обсуждался неоднократно. Но дирекция решила оставить все, как есть: по будням, кроме школьников, посетителей нет, а малому числу любителей живописи достаточно и выходных.

В городской администрации подтвердили (правда, неофициально), что Набережные Челны — это промышленный город. В нем никогда не было ни театральных, ни художественных, ни писательских традиций, поэтому особых потребностей в высокой культуре у жителей нет. Летом у них дачи, зимой — телевизор. Так что ничего удивительного в том, что здесь так мало культурных заведений. Все равно они по большей части пустуют. Эта позиция, конечно, оптимизма не прибавляет.

Волгоград. Тяжелое наследие

Назвать Волгоград депрессивным язык не поворачивается. Он всегда был важнейшим историческим и культурным центром Юга России. Однако 54 процента опрошенных заявили, что с культурной жизнью здесь явные сложности.

А между тем ни один волжский город не может похвастаться столькими крупными театрами. Кроме того, работают мемориально-исторический музей, музей изобразительных искусств имени Машкова и музей-заповедник «Старая Сарепта» площадью пять гектаров. Есть даже собственный планетарий, что большая редкость для провинциальных городов. А музейный комплекс с двухуровневой панорамой «Сталинградская битва» знают все.

Что случилось? Почему Волгоград занял предпоследнее, 37-е место в списке? В департаменте по делам культуры города на эту тему говорить с «Культурой» отказались. Мы обратились к бывшему вице-мэру, а ныне руководителю школы актерского мастерства Анатолию Омельченко.

— Культурная деградация региона началась сразу после того, как Сталинград переименовали в Волгоград в 1961 году, — сказал он. — После этого город забросили. Он начал барахтаться самостоятельно. И не очень успешно. Так, например, в конце 80-х Драматический театр имени Горького переименовали в Новый экспериментальный, и художественным руководителем стал Отар Джангишерашвили, но сегодня НЭТ ничем не отличается от обычного провинциального театра. Город от этого проиграл, потому что режиссер на лето закрывает театр для московских гастролеров, приезжающих со спектаклями в Волгоград. Почему? Чтобы никто не увидел, насколько местное театральное искусство отстало от столичного. А ведь, как известно, отсутствие гастрольной карты приводит к застою. Культурного обмена не происходит. И по сей день горожане лишены возможности увидеть выдающиеся образцы театрального мастерства.

По мнению Омельченко, до апреля 2014 года экономическое положение Волгограда было печальным. Но президент Владимир Путин досрочно прекратил полномочия прежнего губернатора и назначил Андрея Бочарова.

— Сейчас он пытается что-то делать, в том числе и в сфере культуры, — рассказал бывший вице-мэр. — Стало что-то перепадать музеям. В краеведческий пришел человек, который начал возвращать учреждение из забвения. Среди молодежи сегодня пользуется популярностью только что открывшийся интерактивный исторический музей «Россия — Моя история». Но беда в том, что у нас все еще нет общей концепции развития культуры. Город по-прежнему обескровлен, и не побеждена косность.

Начинать же, по мнению Омельченко, нужно с системы образования — творческие вузы города не соответствуют своему статусу.

— Государственный институт искусств и культуры и консерватория имени Серебрякова, которые раньше были музыкальными училищами, по сути, ими же и остались, — считает Анатолий Викторович. — В 90-е годы эти средние заведения аттестовали как высшие, но преподаватели остались те же. Могут ли они научить новое поколение музыкальному и актерскому мастерству? Кроме того, в Волгограде всегда управляли культурой люди, от нее далекие. Так уже сложилось здесь, что все, кто решил посвятить себя искусству, уезжают учиться в столицу и в другие города, где творческое образование котируется. Обратно никто не возвращается, потому что с работой в Волгограде туго. Образовательная система города каждый год выпускает специалистов, претендующих на руководящие должности, поэтому среди них большая конкуренция. С дипломами столичных вузов, но без связей устроиться в Волгограде невозможно — своих хватает.

Ульяновск. Талант — непозволительная роскошь

«Ульяновск — культурная столица Поволжья», «Наш край — отчизна поэтов» — можно прочесть на уличных плакатах. Нигде в России нет столько агитационных материалов, заявляющих о культурном превосходстве над другими городами. А от краеведов можно услышать: «Симбирск всегда был барином среди городов». И действительно, на первый взгляд — есть чем гордиться. Ульяновск — родина писателей и поэтов: Карамзина, Гончарова, Дмитриева, Языкова, Минаева... Здесь же находится самая крупная и современная в России типография, издающая практически всю отечественную художественную литературу, а также произведения местных писателей и поэтов. Пишут они много, о чем свидетельствует вышедшая в 2015 году внушительная антология «Ульяновская словесность: начало XXI века».

Но, по результатам опроса Финансового университета, жителям города прежней славы мало, а творчество современников мало кого вдохновляет.

В городе с населением более 600 тысяч человек всего три театра — драматический, кукольный и ТЮЗ. Любые попытки открыть частные студии проваливались из-за нехватки средств. Что любопытно, свое нежелание ходить в театры ульяновцы объясняют тем, что после девяти вечера трудно уехать домой на общественном транспорте. И действительно, осенью и зимой центр областной столицы с наступлением темноты просто вымирает. На улицах никого, как в американских фильмах о городах-призраках.

Также пусто и в громадных залах Ленинского мемориала, и в домике семьи вождя мирового пролетариата.

— Зато работают 36 библиотек — столько, сколько положено по нормативам, — с гордостью рассказывает начальник управления культуры города Елена Топоркова. — Там проводится множество мероприятий — вечера поэтов, шахматные турниры...

О том, почему — вопреки всем заявлениям — с культурой в областном центре дела обстоят печально, рассказала педагог Областной детской школы искусств Елена Ушакова:

— Я всю жизнь была преподавателем музыки. У меня высшая категория, зарплата —  9000 рублей. На такой ставке в основном работают (а точнее, дорабатывают) женщины преклонного возраста. Мужчин, как и молодежи, практически нет. Самая талантливая моя ученица после выпуска отправилась работать в гипермаркет и о музыке уже не помышляет.

По словам преподавателя, одаренные выпускники продолжают учебу в Москве или в Санкт-Петербурге, но обратно уже не возвращаются. Что им может предложить Ульяновск? Ставку начинающего преподавателя в 6000 рублей или артиста в филармонии. Средняя официальная зарплата в городе 24 700 рублей, но реально для большинства она не превышает 15000 рублей.

На преподавателей со столичным образованием у Ульяновска традиционно средств нет.

То же самое происходит и среди музыкантов, актеров и писателей. Чуть проявил свою незаурядность — и уже в Москве. Содержать яркие таланты — для города непозволительная роскошь.

Три рецепта для большого города

Низкие зарплаты, молодежь, которая уезжает и не возвращается, не меняющийся годами репертуар. Все это разные лики бедности, материальной, духовной, управленческой, бороться с которыми по отдельности бессмысленно. Решать проблемы культуры невозможно вне социального контекста.  

Если подняться над ситуацией, то нетрудно заметить, что сложности у аутсайдеров хотя и похожи, но все же не совпадают буквально. Эта мысль — первый вывод из описанной ситуации: культура — не отрасль народного хозяйства, эта сфера устроена сложно, и подходить с общей меркой к разным городам нельзя.

Второй рецепт не менее очевиден: деньги решают не все. Формально финансирование учреждений — необходимый минимум, но не панацея. Мало просто выделить средства и ждать, что люди пойдут в театры и на выставки. Это, разумеется, не означает, что библиотекарей, актеров и музейных работников нужно держать на голодном пайке и финансировать, как это часто происходит, «по остаточному принципу». Но проблема осмысленного расходования бюджетных денег год от года не становится менее острой.  

В-третьих, и это едва ли не самое важное, в случае с культурой не имеет смысла оперировать голыми цифрами: количество сидений в зрительном зале и число музыкальных школ на душу населения не являются решением всех трудностей и ответами на любые вопросы. Статистика работает плохо, когда дело касается искусства. Да и люди, вне зависимости от уровня доходов, в состоянии определить, хорош ли спектакль или плох, без подсказок чиновников. Так что проводить «культурные мероприятия» для «галочки» не стоит. Жители регионов соскучились по содержанию и ждут не вала отчетов, а глубокой работы с культурным пространством.