Заповедный мотив

Марина ИВАНОВА

13.01.2017

11 января исполнилось 100 лет первому в России официальному государственному заповеднику — Баргузинскому. Соответственно, вековой юбилей празднует вся система охраны природных территорий страны. С памятной даты стартовал и наступивший Год экологии.

Баргузинский — единственный заповедник, учрежденный у нас до Октябрьской революции. Создан в самом конце 1916-го, 29 декабря. По новому стилю — 11 января 1917 года. Первоначальная его функция — восстановление популяции соболя: ведь к тому моменту оставалось всего несколько десятков особей. А в сохранении мелких хищников правительство было заинтересовано — экспорт драгоценного меха приносил казне баснословный доход.

После Октября государству стало не до пушистых зверьков, но стараниями энтузиастов уникальную территорию удалось содержать в первозданном виде. К 30-м годам основная цель была достигнута: численности млекопитающих семейства куньих перестало что-либо угрожать. Сотрудники перешли к решению комплексных задач. Однако соболь и поныне — главный символ Баргузинского заповедника. В 2017-м здесь даже собираются поставить ему памятник — настоящий, бронзовый.

Сегодня площадь первой природоохранной территории, расположенной на северо-восточном побережье озера Байкал, составляет свыше 374 000 гектаров. Добраться сюда можно только по воде. В 1986 году заповеднику присвоили статус биосферного, а в 1996-м включили в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО — в составе природного объекта «Озеро Байкал». Надо ли упоминать, что местная флора и фауна отличается редким разнообразием. Здесь насчитывается 147 видов мхов, лишайников — 212, водорослей — 1242, грибов — 171, птиц — 275, а насекомых — 1015...

Кстати, 11 января в России отмечается День заповедников и национальных парков. Сегодня их у нас свыше ста. Крупнейший, не только в стране, но и в Евразии — «Большой Арктический», расположен на полуострове Таймыр. Площадь объекта — свыше четырех миллионов гектаров. А среди старейших — Ильменский в Челябинской области, к слову, созданный по указу Ленина в 1920-м. Известен не только из-за минералогии («Кажется, минералы всего света собраны в одном удивительном хребте сем», — писал об этом месте в 1825 году немецкий исследователь Йоханнес Менге), но и благодаря стоянкам первобытного человека — здесь их насчитывают 50. Важнейший археологический памятник — укрепленный город Аркаим, относящийся к рубежу III–II тысячелетий до нашей эры... Ну а среди новейших заповедников страны — «Шайтан-Тау» на Южном Урале, образованный в 2014-м для сбережения дубравной степи.

К 100-летию Баргузинского президент подписал указ о проведении Года экологии «в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности». Среди задач, которые предстоит решить в 2017-м: совершенствование законодательства в сфере охраны окружающей среды, формирование активной гражданской позиции у населения, улучшение экологических показателей и развитие системы заповедников в стране. Ожидается ужесточение правовых норм, регламентирующих деятельность предприятий и их влияние на природу. 

— Для «экологических двоечников» грядущий год будет трудным, — уверен Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ.  — У тех компаний, которые уже ведут ответственную экологическую политику, появятся новые перспективные возможности роста и стимулы сохранять выбранный вектор развития.

Некоторые регионы уже утвердили план основных мероприятий по проведению Года экологии. Например, в Тюменской области завершится второй этап строительства мусороперерабатывающих заводов. Открыть подобный комплекс собираются и в Волгоградском регионе. Кроме того, там хотят внедрить систему сбора ртутьсодержащих отходов и отработанных батареек у населения. В Якутии займутся ликвидацией давней головной боли края — хвостохранилища Куларской золотоизвлекающей фабрики. А в Томской области разрабатывают новый туристический маршрут по реке Тугояковка. Она по-своему уникальна — считается единственной рекой в мире, протекающей в 30-километровой зоне крупного города, воду из которой при этом можно пить.