Спасибо за «Бабло»

Дарья БОРИСОВА

03.02.2012

Под конец прошлого года на наши экраны вышло несколько отечественных фильмов, сделанных в условиях новой модели госфинансирования. Этот дружный «залп» по зрителю, потерявшему веру в российское кино, дал повод лидерам кинопроизводства осторожно отметить: дело сдвинулось с мертвой точки.

Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии начал свою деятельность в 2010-м. Спустя год-полтора компании-мэйджоры, освоившие бюджеты, стали предъявлять товар лицом. Жанровый и качественный диапазон фильмов оказался широким. Есть картины неплохие, есть и просто отличные (к примеру, пометку «сделано при поддержке Фонда кино» можно увидеть в титрах фильма Андрея Звягинцева «Елена»). Увы, их меньше, чем фильмов откровенно развлекательных, снятых по голливудским жанровым лекалам. Эта смешная конкуренция наших кинематографистов с заокеанскими профи в отдельных случаях напоминает войну Эллочки Людоедки с миллиардершей Вандербильдихой.

Недавно за отчетным круглым столом собрались производители непохожих проектов: представитель компании «Дирекция кино» Анатолий Максимов (продюсер фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»), глава «СТВ» Сергей Сельянов (в его активе — «Бабло» Константина Буслова, «Дом» Олега Погодина), Никита Трынкин из компании «Базелевс» (их главный козырь — сиквел новогодней комедии «Елки»). Они считают, что такими, какие они есть, их фильмы получились исключительно благодаря новым объемам финансирования. И если в устах Сельянова это признание не приобретает двусмысленного характера (его проекты, даже заведомо коммерческие, ниже определенного уровня никогда не опускаются), то с авторами «Высоцкого» и «Елок» можно подискутировать о художественном уровне их недешевого кино.

Как и с создателями других лент, вошедших в Топ-10 по количеству посещений в российских кинотеатрах. Данные подробного исследования компании Movie Research привел руководитель этой структуры Олег Иванов. Лидирует «Высоцкий» — его посмотрели почти 4 миллиона человек, 3,8 миллиона — такова аудитория «Елок-2». На третьем месте (3,3 млн) — полнометражный мультфильм для семейного просмотра «Иван Царевич и Серый Волк». Дальше в списке — ужасающие комедии («романтические», «новогодние» и универсальные), очередная серия экшн-франшизы «Бой с тенью» и еще один мультфильм — «Смешарики. Начало». Впечатление эта десятка, если честно, производит гнетущее. Иллюзий по поводу вкусов нет, но все равно оторопь берет: «Выкрутасы» и «Любовь-морковь» пипл хавает, а тот же «Дом» Погодина и «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова не пользуются никаким интересом масс. А ведь это истории, рассказанные вполне внятным, классическим киноязыком. Что же тогда говорить о судьбе более изощренных, авторских фильмов, премированных на престижных мировых и отечественных фестивалях?

Сегодня руководство Фонда кино и продюсеры компаний-мэйджоров ставят себе цель наладить диалог с владельцами кинотеатров. Назрела необходимость выяснить отношения, потому как претензии друг к другу есть и у той и у другой стороны. Показчики стали полновластными хозяевами положения. Дошло уже до того, что они взимают с производителей плату за рекламу фильмов, которая крутится перед каждым сеансом (а ведь это в их интересах — информировать зрителей, что скоро на экранах то-то и то-то). Нет пока ясности, по каким ценам продавать кинотеатрам права на показ фильмов с цифровых носителей.

Идет дискуссия по важному вопросу расширения числа компаний-мэйджоров, опекаемых фондом. В привлечении новых серьезных игроков заинтересованы не только потенциальные новички, но и нынешние компании-лидеры, потому что все ждут прорыва не только количественного, но и качественного.