22.06.2012
В основном конкурсе участвуют сразу две российские ленты: «Орда» Андрея Прошкина — о путешествии митрополита Киевского Алексия в столицу Золотой Орды и «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой — о странных проявлениях любви.
Классик Иштван Сабо представит свой новый фильм «Дверь» — о Венгрии 60-х, молодой писательнице и ее необычной квартирной хозяйке с загадочным прошлым. «Гольфстрим под айсбергом» Евгения Пашкевича из Латвии, основанный на мифе о первой жене библейского Адама Лилит, рождался в муках: безденежье отсрочило премьеру на десятилетие.
Режиссер из Мексики Кения Маркес потратила 11 лет жизни на то, чтобы ее картину «Срок годности» увидели зрители. Тайну исчезновения единственного сына главной героини пытаются разгадать на протяжении всего фильма самые разные люди, пока сама она мечется по огромному городу в бесплодных поисках. «Присутствие великолепия» уроженца Турции, а ныне успешного итальянского режиссера Ферзана Озпетека — опять-таки о таинственной римской квартире, наполненной странными звуками...
Впервые в основном конкурсе ММКФ заявлен полнометражный анимационный фильм, что стало привычным делом на фестивалях в Канне, Венеции и Берлине. «Апостол» испанского дебютанта Фернандо Кортисо сделан в 3D. Среди его героев — духи и священник, архиепископ Сантьяго де Компостелы.
«Перспективы» включают дебютные и вторые картины молодых режиссеров, а также экспериментальные опусы зрелых мастеров. Стартует эта программа киноальманахом «Четвертое измерение», в котором принимали участие режиссеры из США, Польши и России. Екатеринбуржец Алексей Федорченко поучаствовал в интересном начинании новеллой «Хроноглаз».
Популярную у завсегдатаев ММКФ программу «8 ½ фильмов» откроет «Королевство полной луны» Уэса Андерсена, ставшее фильмом открытия последнего Каннского фестиваля. В картине помимо подростков, исполнивших роли скаутов 60-х, снимались Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей и Тильда Суинтон. В этой программе представлены и другие каннские премьеры — «Доля ангелов» Кена Лоуча, Holy Motors Лео Каракса, «Рай. Любовь» Ульриха Зайдля. В «Гала-премьерах» покажут простодушную и в общем-то фантастическую картину «Байконур» немецкого режиссера Файта Хельмера, когда-то участвовавшего в ММКФ с картиной «Абсурдистан». События его нового фильма разворачиваются неподалеку от знаменитого космодрома. Прекрасную француженку, космическую туристку судьба забросит в Богом забытый поселок, где ее полюбит скромный казахстанский парень, грезящий о космосе.
Пожалуй, самый амбициозный и дорогостоящий за всю историю финского кинематографа проект «Железное небо» Тимо Вуоренсолы — очередная попытка поговорить о временах Второй мировой войны в полукарнавальном, шутовском духе, даром, что действие происходит в 2018 году и отсылает к полетам на Луну. «Я, Анна» снята Барнаби Саускомбом, дебютантом и по совместительству сыном великолепной британской актрисы Шарлотты Рэмплинг, исполнившей главную роль. Ленфильмовец Виталий Мельников представит «Поклонницу» — о молодой писательнице Лидии Авиловой (Светлана Иванова) и ее любви к Чехову. Роль тогда еще не классика, но уже известного литератора сыграл Кирилл Пирогов. В картине также снимались Олег Табаков, Оксана Мысина, Алексей Девотченко. «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили — это 7 новелл о взаимопритяжении людей и двух стран — Грузии и России. Об этом расскажут Инна Чурикова и Олег Басилашвили, Надежда Михалкова и Никита Ефремов.
Подарок для гурманов — программа «Картины с выставки», где собраны как известные, так и практически незнакомые публике ленты, связанные с именами крупнейших художников. Это «Андрей Рублев» Андрея Тарковского (увидеть его на большом экране — само по себе событие), «Пиросмани» Георгия Шенгелая, «Камилла Клодель» Брюно Нюйттена. Еще одна небольшая программа — «Хорошие, плохие, злые», в которой участвует лауреат недавнего Роттердамского фестиваля — сербская картина «Клип» дебютантки Майи Милош. Жесткое кино о безбашенной жизни подростков. В Anima Latino можно будет увидеть киноальманах «7 дней в Гаване», над которым работали Гаспар Ноэ, Элия Сулейман, Бенисио дель Торо и в качестве актера Эмир Кустурица, смело сыгравший самого себя в непотребном состоянии. В программе «Вокруг света», наконец-то, удастся увидеть фильм «Леди» Люка Бессона с азиатской звездой Мишель Йео. Она сыграла лидера оппозиционного движения Бирмы Аун Сан Су Чжи. В программе «Секс, еда, культура, смерть» (последнее слово введено в этом году — содержание фильмов потребовало) — картина «Сексуальная жизнь французской семьи» одного из членов большого жюри Жан-Марка Барра, снятого в тандеме с Паскалем Арнольдом.
В документальном конкурсе участвуют две российские ленты: «Завтра» Андрея Грязева — об арт-группе «Война» и «Чувственная математика» Екатерины Еременко, оператором которой стал Павел Костомаров. «Театр Свободы» чеха Якуба Гейны рассказывает о легендарном театральном художнике Йозефе Свободе, творившем во времена коммунизма. Во внеконкурсной секции «Свободная мысль» — документальный фильм Мартина Скорсезе «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире» — об участнике группы «Битлз» и его увлечении Востоком, «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, снятые в копродукции нескольких стран, «В бездну: история смерти, история жизни» Вернера Херцога — о людях, осужденных за убийство, «Африка: кровь и красота» Сергея Ястржембского, «Таблоид» Эррола Марка Морриса — о буднях экс-королевы красоты.
Зрителей ожидает великолепная пряная ретроспектива «Краски души» кинорежиссера Юньфаня из Гонконга. Названия фильмов говорят сами за себя: «Двойное влечение», «Принц слез», «Любовь юного красавца». В другой ретроспективе собраны пять фильмов председателя жюри основного конкурса — кинорежиссера из Бразилии Эктора Бабенко. Тут и знаменитый «Чертополох» с Джеком Николсоном, «Прошлое», «Поцелуй женщины-паука».
Закроют фестиваль «Возлюбленные» Кристофа Оноре с Катрин Денёв, ее дочерью Кьярой Мастроянни, Людивин Санье и Луи Гаррелем.
28 июня в резиденции посла Франции в России состоится прием по случаю вручения знаков отличия кавалера ордена «За заслуги в искусстве и литературе» Кириллу Разлогову — программному директору ММКФ, который немало сделал для пропаганды французского кино в России.