Роман Каримов: «Для меня режиссура — необходимое зло»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.06.2014

В российском прокате молодежная комедия Романа Каримова «Все и сразу», обещающая стать главным летним хитом. Накануне премьеры «Культура» заглянула на «Кинотавр» и пообщалась с режиссером. 

культура: Каким ветром Вас занесло в Сочи?
Каримов: Июньским. Приятно сменить обстановку, встретить знакомых, посидеть на пляже. 

культура: Самая ожидаемая премьера смотра...
Каримов: «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. 

культура: «Кинотавр» меняется?
Каримов: Тусовка та же, а темпы жизни не те — как-то тихо. Надеялся, что фестиваль станет демократичнее — ан нет. На некоторые премьеры невозможно попасть без аккредитации. Считаю, это несправедливо по отношению к сочинцам. 

культура: И залы пустуют?
Каримов: На шестичасовые сеансы собирается треть партера, народ подтягивается к девяти. Пока живем без аншлагов.

культура: У «Все и сразу» запутанная предыстория... Сколько материала позаимствовали из текста харьковского автора Романа Углеватого? 
Каримов: В общей сложности треть — «скелетик» первой половины фильма и «физические» шутки — криминальные терки, десантирование из авто. Диалоги и флер — мои. 

культура: По единодушному мнению критиков, «Все и сразу» ждет не менее теплый прием, чем Ваш дебютный ромком «Неадекватные  люди». Поделитесь формулой успеха? 
Каримов: Удача — производная от суммы последовательных шагов. Работаю над фильмом «мазками» — все, что придумалось, загоняю в сценарий на полторы сотни страниц. Затем поэпизодно оттачиваю с актерами роли и смотрю, как получается. Многое вырезаю на монтаже.

культура: Так же творит Тарантино. А какие комедии вдохновляют Каримова? 
Каримов: Точно — не сериалы. А в кино очень многое — от Билли Уайлдера и Леонида Гайдая до Джудда Апатоу (продюсер, режиссер и сценарист, приложивший руку к «Ананасовому экспрессу», «Побегу из Вегаса» и «Сорокалетнему девственнику». — «Культура»). 

культура: Вы самоучка, как попали в режиссуру? 
Каримов: Для меня эта профессия — необходимое зло. Никогда не мечтал о такой работе. Сочинял истории, писал музыку, фотографировал. Однажды догадался, что все увлечения сходятся в одной точке. 

культура: С какими проблемами сталкивались в начале карьеры и далее?   
Каримов: Самое трудное — быть замеченным и услышанным. Пока не снимешь кино, тебя не воспринимают всерьез. Когда что-то начинает получаться, понимаешь: переделать систему труднее, чем пробиться. Киносообщество консервативно, я же — человек, требовательный ко всему, кроме качества моих фильмов, — всюду сую нос и получаю по нему.

культура: Не тесновато в жанре развлекательной комедии?
Каримов: Есть пара драматических сценариев, но риск пролететь мимо проката слишком велик. К тому же аппетит приходит во время еды. И жадность тоже. Говоря всерьез, комедия для меня — единственный шанс снимать независимое кино и зарабатывать деньги, не разменивая творческую свободу на продюсерскую вкусовщину. 

культура: Основная проблема российского кинематографа...
Каримов: Неэффективное продюсирование и дистрибуция, а также отсутствие сценарных агентств. У нас нет индустрии — производство держится на мэйджорах. Сельянов, Бекмамбетов и еще пара-тройка продюсеров поделили авторов между собой и живут — не тужат. Никто из них не верил в успех «Неадекватных людей» и «Горько!». Но открытые питчинги слегка расшевелили наших «олигархов». 

культура: И все же дела идут? 
Каримов: Как сказать. До сих пор получаю по рукам. Видят мою работу с актерами, звонят: «Давай к нам, вот тебе сценарий. Дрянь, конечно, а ты его раскрась». Предлагаю что-то изменить, поправить — ни в какую: «Ты режиссер, снимай, что велят!»

культура: Не думали бежать на Запад?
Каримов: Да ну, там полно профессионалов, дикая конкуренция. А я, знаете ли, не больно требователен к картинке, предпочитаю снимать неряшливое кино. Оправдываюсь тем, что мое «сырье» ближе к жизни, богаче на сюрпризы. Лукавлю, конечно, — сказывается недостаток профессионализма.

культура: Чувствуете бремя славы? 
Каримов: Порой попадаю в обидные ситуации. Хорошие узнаваемые актеры намекают: сними нас... Но в моих историях для них не находится подходящих ролей. Приходится зажигать новые звезды. 

культура: Так Вы открыли Александра Паля, блеснувшего в «Горько!» в роли брата жениха?
Каримов: Именно мы. Он учился в ГИТИСе, годами бродил по кастингам, никто брать не хотел. Зашел ко мне, дебютировал во «Все и сразу», а потом снялся в комедии «Горько!», которая вышла в прокат раньше нашей картины на полгода.