Милашка Дастин

Ольга АРТЕМЬЕВА, Нью-Йорк

07.08.2012

8 августа исполняется 75 лет легенде американского и мирового кинематографа — актеру Дастину Хоффману.

На торжественном приеме, устроенном родителями в честь возвращения выпускника, строгий юноша по имени Бен Брэддок вдруг понял, что в его жизни все должно быть по-другому — еще не понятно как, но точно — иначе. В ужасе от перспективы через двадцать-тридцать лет стать копией родителей, молодой человек с головой бросается в водоворот страстей, чтобы совершить все возможные ошибки молодости.

Легендарный «Выпускник» Майка Николса, в котором происходило все это очаровательное безобразие, выйдя на экраны в 1967 году, попал точно в нерв времени, став главной картиной целого поколения. Но самого исполнителя роли выпускника Бена поколенческие конфликты едва ли волновали в той степени, что и его фанатов — хотя бы потому, что к моменту выхода фильма на экран «выпускнику» Дастину Хоффману исполнилось уже тридцать лет. К тому же у него, до поры ходившего в хронических неудачниках (по трогательной легенде, на пробах «Выпускника» Хоффмана приняли поначалу за мойщика окон, которые он, согласно этой же легенде, послушно помыл), как раз начиналась горячая пора — первая большая роль, первая номинация на «Оскар» и неожиданный интерес к его персоне больших режиссеров и красивых женщин.

Голливуд 60-70 годов еще не знал, что такое блокбастер. Продюсеры искали способ, как сделать хит, и готовы были ставить на тех, кому раньше путь в герои был закрыт. Вообще-то, главную роль в «Выпускнике» должен был играть Роберт Рэдфорд, но на пробах Xоффман покорил Майка Николса неуклюжими попытками обнять партнершу — девушка была в ярости, зато режиссер был очень доволен. И главным героем времени вдруг оказался нелепый, маленький, неказистый Дастин Хоффман.

«Отмыться» от этого образа оказалось непросто — героические роли предлагали редко, да и те уводили из-под носа. Роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце» досталась Пачино, а Рика Деккарда в «Бегущем по лезвию» сыграл Харрисон Форд.

Но Хоффман сообразил, что именно за «маленьких людей» в Голливуде дают «Оскаров» — и этот путь «маленького большого человека» актер отработал по полной.

Хоффман обреченно кашлял под боком у статного «полуночного ковбоя» Джона Войта. Делил камеру со Стивом Маккуином в «Мотыльке». Эпатировал публику в роли скандального комика Ленни Брюса. Подвергался изящным стоматологическим изуверствам под руководством сэра Лоуренса Оливье в «Марафонце». Апофеоз выдающегося десятилетия — «Соломенные псы» Сэма Пекинпа.

Не избежал Xоффман и обязательной голливудской программы — он играл мужчину, изображающего женщину («Тутси»), аутиста («Человек дождя») и даже «маму» («Крамер против Крамера»). Играл так, что Джессика Лэнг и Джина Дэвис в «Тутси» рядом с ним стали казаться и вовсе не женщинами, а Том Круз в «Человеке дождя» — вроде как и не Томом Крузом.

Из возрастного лицедейского кризиса, настигшего его аккурат на стыке столетий, Хоффман вышел с достоинством. Он просто научился получать от процесса максимальное удовольствие. Научно-фантастический триллер «Сфера» доказал, что Ридли Скотт был прав, предпочтя ему в свое время Харрисона Форда — зато Дастин Хоффман хорошо провел время с Шэрон Стоун. «Вердикт за деньги» надолго отбил охоту у Голливуда иметь дело с Джоном Гришемом и чуть не угробил карьеры Джона Кьюсака и Рэйчел Уайз — зато Xоффман впервые снялся в одном фильме с давним приятелем Джином Xэкменом. Дастин как-то напросился к нему переночевать, и застрял на несколько месяцев, пока Xэкмен сам не нашел ему квартиру.

Скромное обаяние неудачника, тянущееся за Xоффманом вереницей созданных образов, сослужило актеру лучшую службу, чем героические роли его ровесникам из плеяды великих голливудских звезд — Де Ниро, Пачино или Николсона. В то время как великий Де Ниро, примеряющий накладную грудь в «Знакомстве с Факерами», вызывает лишь стенания поклонников на тему, как низко пали великие, легко и непринужденно дурачащийся здесь же Дастин Хоффман — на своем месте. Того самого поседевшего, но так и не набравшегося ума недотепы Бена Брэддока, который все мечтал, чтобы жизнь сложилась как-то по-другому.