28.11.2019
культура: «Война токов» — дань Вашей юношеской попытке стать электриком?
Бекмамбетов: Я учился в Московском энергетическом институте. Меня выгнали на втором курсе...
культура: А в интернете указывают, что сами ушли.
Бекмамбетов: Ну... Не надо верить всему, что пишут (смеется). У нас в институте был знаменитый студенческий театр, я больше времени проводил там, чем на парах. В результате на втором курсе мне предложили уйти, и я забрал документы. Это очень сильно расстроило отца и брата, которые были энергетиками. Все мое детство было связано с амперами, вольтами, запусками новых турбин на электростанциях, падающими сетями и так далее. Казалось, сама судьба подталкивала к тому, чтобы стать энергетиком, но в итоге у нее оказались на меня другие планы.
культура: Пригодились навыки энергетика в работе над «Войной токов»?
Бекмамбетов: Для кино, каким бы оно ни было художественным, важна достоверность и точность, как в характерах героев, так и в деталях, профессиональных навыках персонажей. Скорее, мне от родителей передался трепет перед темой электричества. Вот вы знаете, как движется ток по проводам?
культура: Нет.
Бекмамбетов: А только представьте, что существуют определенные законы. Хотя 99 процентов людей не понимают, как это происходит. Для них это волшебство. Так что мой бэкграунд — изучение цепей, ампер и так далее — подарил ощущение некой сопричастности. У одних яркие эмоции вызывают песни, звучавшие лет двадцать назад, у других рыбалка, а у меня, выходит, электричество (смеется). Это часть моей жизни, моего мира.
культура: Мне казалось, что продюсер — профессия от ума, где на первый план выходят цифры. А вы сейчас напоминаете романтика от кино.
Бекмамбетов: У вас несколько неправильное представление о функции продюсера. Это человек, который придумывает проект, является его автором. Режиссер — профессионал, приглашенный, чтобы реализовать идею. Продюсер — творец. Томас Эдисон по большому счету не был ученым, он был предпринимателем и продюсером. То есть у него рождались гениальные идеи, а дальше он собирал команду талантливых людей, в их число попал и Тесла, которого замечательно сыграл Николас Холт. Эдисон изобрел запись звука, электрическую лампу, синемаскоп. Он рекордсмен по количеству патентов. Я, кстати, тоже увлекся: последние пять лет больше времени уделяю не кино, а изобретениям в области цифровых технологий. Сейчас, когда мир стремительно меняется, подобные вещи по-настоящему увлекают. У меня уже много патентов на изобретения.
культура: Можете назвать хотя бы пару?
Бекмамбетов: Я создал алгоритм по переводу текста в киноязык. То есть ты печатаешь текст, а на экране видишь мультфильм. Или есть патент на запись интерактивного скринкаста. Потом я придумал алгоритм вертикализации контента для смартфонов.
культура: Какова роль Мартина Скорсезе в создании картины?
Бекмамбетов: Он выступал гарантом свободы творчества режиссера Альфонсо Гомеса-Рехона. Скорсезе является ментором Альфонсо, который начинал карьеру как его ассистент. Когда мы подписывали договор между Гомесом-Рехоном и студией Харви Вайнштейна, юристы добавили параграф, защищавший режиссера от прессинга студии-правообладателя. Это пригодилось при разбирательстве с банками, получившими права на фильм после скандала и банкротства студии Вайнштейна. Ленту хотели выпустить незаконченной. Этот параграф позволил нам заставить банки потратить средства и завершить картину. Версия, которую увидит российский зритель, смонтирована режиссером при участии Мартина Скорсезе.
культура: Вайнштейн стоял у истоков проекта?
Бекмамбетов: У истоков стояла кинокомпания «Базелевс». Мы нашли проект, режиссера и пришли к Вайнштейну, потому что ему удаются фильмы такого рода. Например, «Король говорит!». Он умеет создавать умные, острые картины с претензией на «Оскар».
Когда работа над «Войной токов» подходила к концу, случился скандал, связанный с обвинениями в сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна. Это фактически сорвало завершение фильма и его выпуск на экран. Картина полтора года лежала на полке — под контролем органов, связанных с банкротством компании Вайнштейна. Обвинения против него привели к разрушению всего его бизнеса. Это очень странное явление, поскольку речь пока лишь об обвинении, а не приговоре. Тем не менее наш фильм стал одной из жертв этого процесса. Роль Вайнштейна в создании этой картины огромна, он смог собрать замечательный актерский ансамбль. У нас же все супергерои — Том Холланд («Человек-паук»), Бенедикт Камбербэтч («Доктор Стрэндж»), Николас Холт («Люди Икс»), Кэтрин Уотерстон («Фантастические твари»), ну и один суперзлодей Майкл Шеннон («Человек из стали»).
культура: Почему именно Эдисон, а не Тесла стал популярной фигурой в США?
Бекмамбетов: Во-первых, Тесла — иностранец, серб. Во-вторых, он футуролог, человек экзальтированный. Очень долго жил в гостинице, в его спальне всегда были открыты окна, а во второй комнате находилась голубятня. Тесла — гений, который не может быть близок обычным людям. А Эдисон — один из нас, человек, открывший невероятный мир. Воплотивший «американскую мечту». Когда Тесла пришел к Эдисону и сказал, что может передавать электричество без проводов, последний воскликнул: «Подождите, а где же я поставлю счетчики?» Это очень похоже на то, как выстраиваются их отношения в нашем фильме.
культура: Реальный Эдисон был довольно неприятным типом, в бизнесе не раз прибегал к грязным приемам. Почему доверили роль рафинированному Бенедикту Камбербэтчу?
Бекмамбетов: Я с вами не согласен. Персонажи Камбербэтча всегда неоднозначны, он сложный. Тот же Шерлок Холмс — не милый, а жесткий, нервный, циничный. Его образ вообще очень похож на Эдисона.
культура: Как бы изменилась наша жизнь, если бы Томаса Эдисона не существовало?
Бекмамбетов: Мы бы встретились с вами утром, потому что вечерами не было бы света. А по ночам люди бы спали. Эдисон продлил нам время жизни.
культура: Наверное, если бы не Эдисон, то Тимур Бекмамбетов, окончив институт, открыл бы миру электричество.
Бекмамбетов: (Смеется.) Боюсь, тогда бы и моего института не существовало. Это, конечно, шутки. А вообще не Эдисон все это придумал. Было много людей, которые открыли электричество, в том числе и в России. Яблочков создал лампочку. Эдисону как выдающемуся маркетологу и предпринимателю удалось захватить рынок, убедить всех, что это его изобретения. Об этом и снят наш фильм, показывающий, как гордыня и самоуверенность приводят к тяжелым последствиям. Даже если речь о таком гении, как Эдисон.