Владимир Мединский: «Наша база прозрачна, открыта и доступна всем»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.10.2019

21 октября в Министерстве культуры состоялась презентация открытой базы данных о государственной поддержке отечественного кинопроизводства по линии Минкультуры и Фонда кино. Проект представляет собой дополнительную рубрику «Государственная поддержка» на портале Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах страны (ЕАИС). Нововведение призвано качественно повысить уровень прозрачности финансирования индустрии. Благодаря ему на ekinobilet.fond-kino.ru/ любой пользователь сможет почерпнуть сведения о лидерах и аутсайдерах с 2015 года по настоящее время.

Информация разбита на четыре регулярно обновляемых перечня. Оценить состояние отрасли поможет список картин в порядке убывания кассовых сборов. Встроенный фильтр позволит сортировать данные по бюджетам, количеству зрителей, объемам возвратной и невозвратной господдержки, а также их процентной доли от общих затрат.

Кликнув следующую кнопку, обнаруживаем рейтинг кинокомпаний — их также можно рассортировать по количеству выпущенных фильмов, охваченных зрителей и финансовым объемам бюджетных инвестиций.

Третий, самый любопытный, раздел позволяет оценить вклад министерства и Фонда кино в текущие и будущие премьеры. Последний перечень — «доска позора» — черный список проектов и компаний, имеющих неисполненные обязательства перед ведомствами. Владимир Мединский уточнил:

— Аутсайдеры отрасли делятся на две категории. Одни взяли деньги и не сняли ничего, иные — уклонились от возврата оговоренных сумм. Как только они выполнят свои обязательства перед бюджетом, сразу исчезнут из этого списка. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем совсем отказаться от данной вкладки.

Ресурс предполагается активно развивать; министр озвучил ближайшие планы апгрейда:

— Я дал поручение с 1 января внести в базу данных все фильмы, получавшие бюджетные деньги с 2008 года. Возможно, мы дополним «Государственную поддержку» сведениями об общих бюджетах картин, в том случае, если компании их предоставят (но их к этому никто не обязывает), и рубрикой зрительских рейтингов. Но кино снимается не только ради прибыли, это прежде всего искусство, и нам очень важно, как та или иная лента была воспринята профессиональным сообществом. У пользователей уже есть возможность узнать о фестивальных успехах наших картин. В ближайшем будущем дополним рейтинг объективными данными о количестве просмотров фильмов на легальных интернет-платформах. Отдельно указываются дебюты — как уже вышедшие в прокат, так и еще не снятые. Напомню, что стандартные объемы нашей поддержки начинающих режиссеров — 25 миллионов рублей.

Очевидно — новая база прозрачна, открыта и доступна всем. Для меня особенно важно, что она дисциплинирует чиновников, которые должны будут объяснять, почему принимаются те или иные решения по финансированию, а также продюсеров, все профессиональное сообщество.

Фонд кино также не остался в стороне от сетевых преобразований. Заместитель директора Федор Соснов презентовал проект «Кинозритель»:

— Введенная пять лет назад система ЕАИС в силу естественных ограничений отвечает на один-единственный вопрос — сколько зрителей пришло на тот или иной фильм. Это необходимо, но недостаточно, ведь кино — не только люди и цифры, скорее, люди и смыслы. Я рад представить новый сервис, позволяющий найти ответы на вопросы: кто сегодня пришел в залы и придет снова, что знает публика о будущих релизах, какие картины ждет. «Кинозритель» представит полную статистику в одном мобильном приложении и со временем поможет продюсерам и прокатчикам вести прямой диалог со своей аудиторией.

Проект разбит на три этапа. Полторы тысячи интервьюеров выяснят зрительские предпочтения, еженедельно — с четверга по воскресенье — опрашивая людей в кинотеатрах. Далее респондентов пригласят в онлайн-сообщество. Затем планируется запустить интернет-платформу, позволяющую осуществить полноценный диалог между игроками индустрии и рядовыми зрителями. Каждый квартал состав экспертно-народного «совета» будет обновляться на сорок процентов.

Амбициозный «Кинозритель» не только поможет наладить коммуникацию производителей и потребителей коммерческих продуктов, но и позволит выяснить предпочтения поклонников авторского кино, распространяемого ограниченным тиражом. А значит, в не столь отдаленной перспективе этот сетевой проект поспособствует качественному обновлению киноязыка.


Фото на анонсе: mkrf.ru