Августовский гамбит: экшн без политики

Светлана ХОХРЯКОВА

24.02.2012

«Август. Восьмого» — наиболее ожидаемый и амбициозный проект Фонда поддержки отечественной кинематографии.

На его производство была выделена столь внушительная сумма, о которой авторы других картин могут только мечтать. К тому же это еще и первый опус нового кинотелевизионного концерна, основанного Федором Бондарчуком, Константином Эрнстом и Ильей Бачуриным в подмосковном Красногорске. Он ориентирован помимо прочего на производство фильмов, имеющих национальное значение. Картина Джаника Файзиева априори такова, поскольку события происходят в августе 2008-го, когда разгорелся грузино-южноосетинский конфликт.

На заре творческой карьеры Джаник Файзиев снимал совсем другое кино. Теперь его давние фильмы «Кто ты?» и «Камми» выглядят раритетами иной эпохи. С авторским кинематографом он расстался, с головой погрузившись в телевизионные проекты, вроде «Остановки по требованию 2». Его громко разрекламированный в свое время «Турецкий гамбит» вряд ли будут помнить спустя годы, как ранние фильмы. Но выбор для Файзиева сознательный и, видимо, бесповоротный.

К написанию сценария «Августа. Восьмого» был привлечен американец Майкл А. Лернер — сотрудник журнала Newsweek и газеты Los Angeles Times, режиссер, продюсер, кинодраматург, специализирующийся на боевиках и триллерах. За его плечами — опыт военного корреспондента в Афганистане. Все это было определяющими позициями для выбора подобного компаньона. Хотели непредвзятого взгляда на события. Но в общем-то ничего такого и не требовалось, поскольку никаких политических и человеческих оценок в картине не дано преднамеренно. «Август. Восьмого» скорее напоминает «Трансформеры». Здесь задействованы роботы, которые возникают в воображении семилетнего ребенка, погруженного в компьютерные миры и теперь оценивающего события, как некую страшную игру. Джаник Файзиев снимал исключительно приключенческий экшн, никакой политикой себя не обременял и высказывать собственную точку зрения на события не собирался. Так что те, кто надеется найти ответы на волнующие вопросы, приобщиться к личностному подходу, могут не беспокоиться.

Роль 23-летней Ксении, которая по легкомыслию и аполитичности отправляет малолетнего сына Артема в Цхинвал к своему бывшему мужу и отцу ребенка — осетину Зауру, сыграла Светлана Иванова. Главная забота постановочной группы связана была с тем, чтобы девушка хорошо выглядела на экране при любых обстоятельствах. Но военного гламура для Светланы Ивановой все же маловато, поскольку актерский потенциал у нее помощнее.

Бывший муж героини, которого сыграл Егор Бероев, служит в миротворческих войсках на Кавказе. Здесь же поблизости живут его родители, соскучившиеся по внуку. Все они погибнут, став пушечным мясом для немилосердных противников. А мальчик Артем окажется брошенным на произвол судьбы. Пока же Ксения собирается в Сочи с новым ухажером из банковских служащих. Но грузино-южноосетинский конфликт разрушит все планы. Надо срочно лететь за сыном. Так начинается нечто вроде героического путешествия матери по оккупированной территории. Ей доведется даже гонять на броневике по захваченной грузинскими войсками местности. Но и на стороне противника есть хорошие люди. Один из грузинских бойцов поддержит ее в трудную минуту, как честный человек и благородный мужчина.

Пока Ксения проходит огонь, воду и медные трубы, зритель имеет возможность понаблюдать за тем, что происходит в верхах. На экране — Владимир Вдовиченков, мужественный и прекрасный. Его появление сопровождают титры — «Президент страны». Имя Дмитрия Медведева не прозвучит, но и так все ясно. Героя Вдовиченкова поднимают с постели в неурочный час, и он едет на совещание с государственными мужами и генералами, чтобы выработать стратегию в сложившейся ситуации. Действует президент решительно и жестко. Не время для пустопорожних разговоров и оглядок на то, кто и что скажет в ответ. Публика оживленно пытается разгадать, кто есть кто среди присутствующих чинов. Уж не Владимира ли Путина играет Анатолий Белый? Но только возникнет такое предположение, как оно тут же оказывается несостоятельным.

На премьере присутствовали очевидцы событий августа 2008 года, многие с орденами на груди. Приступая к работе над фильмом, Джаник Файзиев проделал колоссальную работу, опрашивая людей, оказавшихся в зоне боевых действий. Министерство обороны намерено провести что-то вроде социологического опроса по фильму и его воздействию на аудиторию. Первая реакция у посвященных была вполне лояльной. Говорят, что можно и так, ничего оскорбляющего глаз на экране нет. Но все же хотелось увидеть не умозрительные построения и игру во имя игры, а более серьезное высказывание, тем более что раны еще свежи и произошедшее болью отзывается в душах людей, часть из которых потеряла абсолютно все.

Не так давно был сделан грузино-американский фильм на ту же тему — «5 дней в августе» Ренни Харлина (автор «Крепкого орешка-2»). Снимался он в Грузии («Август. Восьмого» — в Абхазии, Москве и Северной Осетии), а события показаны глазами американского журналиста, оказавшегося в зоне конфликта. Одним из героев этого опуса стал Михаил Саакашвили. Интересно, что, приступая к работе, режиссер Ренни Харлин, подобно Джанику Файзиеву, тоже говорил, что делает фильм не о политике и ничего антироссийского или антигрузинского в нем не будет. В результате получился тот же третьеразрядный боевик с погонями, взрывами и бесчувственными героями. Таким стал август 2008-го для мирового кинематографа.

«Август. Восьмого», 
120 мин., «Главкино». 
Режиссер Джаник Файзиев. В ролях: Светлана Иванова, Максим Матвеев, Егор Бероев, Владимир Вдовиченков. 
В прокате с 21 февраля