Ирина Мазуркевич: «Три сестры живут ожиданием любви»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

19.10.2017


«Три сестры»
Россия, 2017

Режиссер: Юрий Грымов

В ролях: Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Александр Балуев, Максим Суханов, Игорь Яцко, Владимир Носик, Игорь Ясулович, Александр Пашутин, Виктор Потапешкин, Натали Юра

16+

В прокате с 19 октября

В кинотеатрах — «Три сестры» Юрия Грымова, доверившего историю провинциальных чеховских барышень выдающимся актрисам старшего возраста. Черно-белый эксперимент оказался удачным. Тонко осовременив персонажей и атмосферу усадьбы, режиссер воскресил дух комедии русского классика. Накануне премьеры «Культура» пообщалась с Ириной Мазуркевич, сыгравшей младшую сестру.

культура: Камертон экранизации задает риторический вопрос Вершинина: «Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко?» В самом деле, почему?
Мазуркевич: К каждому персонажу Чехов подходил с долей иронии. Русский интеллигент всегда любил пофилософствовать о смысле существования, своем уникальном предназначении и судьбах народа. Особенно подшофе. Такой уж сложился менталитет обстоятельства позволяли людям вести праздную жизнь, насыщенную размышлениями. Удивительно, что с 1900 года ничего не изменилось — пьеса пришлась ко двору в советские годы. Государство, обеспечивавшее скудный, но сносный прожиточный минимум, оставляло свободное время для кухонных и дачных бесед. Каждый понимал: будь он хоть семи пядей во лбу, останется сидеть на стабильной зарплате всю жизнь. Это печальное положение подрезало крылья очень многим людям.

культура: Но не Вам?
Мазуркевич: Мне грех сетовать на судьбу, да и некогда было рассуждать — я жила интересной работой, семьей, мужем, ребенком, выспаться не успевала.

культура: В диалогах фильма масса обаятельной отсебятины. Здесь больше актерских импровизаций или режиссерских находок?
Мазуркевич: «Отсебятинами» это не назовешь, современные реплики были прописаны в сценарии Ольги Михайловой, мы не экранизировали классический текст, а строили мостик из прошлого в настоящее. Грымов много лет готовился к постановке, владел подробной партитурой каждого эпизода, но когда что-то рождалось в процессе съемок, радовался как ребенок. Монологи сестер он решил снимать одним эпизодом, мы очень волновались. Юра пришел готовый, хладнокровный, все показал, объяснил, и мы, вдохновленные его решением, сняли ключевую сцену с первого раза.

культура: Режиссер пытался донести личное отношение к советской интеллигенции, дрейфующей на даче, как на льдине, по житейскому морю. Звучащие рефреном песенки Макаревича — лейтмотив мироощущения позднесоветских «лишних» людей?
Мазуркевич: Да, конечно, это камертон восьмидесятых, лирическая тема, отражающая характер общности интересов и ценностей. Какими были юные интеллигенты 80-х? Прежде всего, эти люди умели и любили читать, но не умели сопротивляться жизни. Естественно, в 90-е их задвинули на периферию те, кто оказался на коне.

культура: Все-таки у Чехова речь не о слабаках, а офицерах-артиллеристах, военной элите... А Ваши кавалеры, насколько я понял, имеют отношение к оборонке?
Мазуркевич: Возможно, не знаю. В любом провинциальном городе очень ограниченный круг общения, трудно найти единомышленников. Известно лишь, что Соленый — выпускник военного училища, где служил хозяин дачи. Он совершенно чужд кругу сестер, но они не могут отказать гостю в доме, потому что его очень любил их отец.

культура: В финале пьесы офицеры покидают город под бравурные марши военного оркестра. Почему Грымов оставил за рамками чеховскую развязку?
Мазуркевич: Это надо спросить у Юры. Думаю, и так все понятно. Так и будут жить воспоминаниями — в жизни трех сестер все уже сыграно, оговорено, обозначено.

культура: Что открыла Вам эта работа в профессиональном плане?
Мазуркевич: Мне было приятно опять ощутить себя киноактрисой. В свое время я поработала с выдающимися режиссерами, и никогда не стремилась сниматься «лишь бы в чем», но от такого подарка судьбы не отказываются. Оказалось, «Три сестры» — современное кино, снятое так, как это делали раньше, с хорошими артистами, понимающими друг друга. Работалось легко, с удовольствием, и результат оказался достойным. Подружились с Аней Каменковой, Александрой Назаровой, Максимом Сухановым, Игорем Яцко и славной девчонкой, сыгравшей Наташу, — Натали Юра. Личные отношения очень важны. Три сестры живут ожиданием любви, а это основная тема в жизни каждой женщины: желание, предвкушение, очарование, опустошение, осознание, что жизнь прошла, а ее не было.

Ирина не понимает, как можно прикоснуться к человеку, которого не любит. Ей страшно не только за себя, она боится обмануть чужое чувство. К тому же по сюжету картины ей 56 лет, определенный образ жизни, свой быт и уклад, от которых гораздо труднее отказаться с течением лет. Вместе с тем ей жалко Тузенбаха, и она осознает, что навсегда остается одна. Но дело не только в возрасте, перед ее глазами стоит сумасшедшая Машина страсть к Вершинину. Женщины в годах влюбляются ничуть не меньше, чем девочки в 13 и 14 лет. Это абсолютно реальные страсти, они окрыляют надежду и заставляют светиться изнутри. Но, увы, многие женщины смиряются с одиночеством, перестают реагировать на мужские взгляды, уделять себе внимание и в конце концов опускаются, быстрее стареют и живут меньше, чем могли бы.

культура: Грымов угадал в «Трех сестрах» важную вещь — героини не боятся показаться смешными, наивными, ребячливыми, доверчивыми. И кажется, над этими «сиренами» в самом деле не властно время. Они привлекают в дом мужчин и превращают провинциальную жизнь в праздник.
Мазуркевич: Да, точно, трем сестрам свойственна открытость и непосредственность. Это можно определить словами, но Чехов видел вещи глубже и прекрасно понимал, что влюбленность — это прежде всего химия взаимного влечения. Персонажи не просто говорили о чувствах, они ими жили, были переполнены переживаниями, и вот прошло сто лет, а пьеса осталась живой, подлинной классикой, открытой бездной.  

культура: Чем живете?
Мазуркевич: Репетирую Чебоксарову в «Бешеных деньгах» Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова. Островский вновь оказался актуален: сегодня, как и в позапрошлом веке, выйти замуж за деньги мечтают многие. С удовольствием играю в «Визите дамы», «Виндзорских проказницах» и «Относительных ценностях». 18 октября мне вручили юбилейную Царскосельскую премию «За возвышенную интерпретацию женских образов в фильмах и спектаклях ХХ и ХХI века». Получила аванс на дальнейшую творческую жизнь, было очень приятно.