Дом, который разрушил Фелт

Алексей КОЛЕНСКИЙ

27.09.2017


«Уотергейт. Крушение Белого дома»
США, 2017

Режиссер: Питер Ландесман

В ролях: Лиам Нисон, Дайан Лэйн, Тони Голдуин, Брюс Гринвуд, Том Сайзмор, Эдди Марсан, Майка Монро, Ноа Уайли, Кейт Уолш, Майкл С. Холл

16+

В прокате с 28 сентября

На экранах — политический триллер о самом громком политическом скандале в истории США, закончившемся отставкой Ричарда Никсона.

Считается, что 37-й президент стал жертвой репортеров The Washington Post Боба Вудворда и Карла Бернстайна, опубликовавших итоги расследования «Уотергейта» в книге «Вся президентская рать». Одноименная экранизация 1976 года Алана Пакулы удостоилась четырех «Оскаров», утвердив ретивых публицистов в статусе национальных героев. Но спустя тридцать лет экс-заместитель руководителя ФБР признался, что именно он, Марк Фелт, был инициатором разоблачений. Фильм Питера Ландесмана раскрывает мотивы информатора и механизмы игры, изменившей архитектуру американской власти.

Согласно новой версии, стул под Никсоном закачался в тот день, когда советники президента вызвали Фелта на неформальный разговор и, предложив занять гуверовский пост, попросили предоставить фэбээровские аудиозаписи, компрометирующие политический истеблишмент. Чиновник отказался. Спустя несколько дней глава ФБР Джон Гувер скончался от сердечной недостаточности. Бюро возглавил человек из окружения Никсона, но Фелт успел уничтожить и частично перепрятать вожделенные пленки.

Затем разразился «Уотергейт». Задержание пятерых спецов, устанавливающих прослушку в штабе Демократической партии, напоминало подставу. Казалось, злоумышленники, оказавшиеся бывшими агентами ЦРУ и сотрудниками президентской администрации, сделали все, чтобы засветиться с поличным, но, скорее всего, были использованы втемную. Инцидент стал прямым следствием политики Никсона, позволившего внешней разведке заняться внутренними делами и создавшего из ее агентов собственную секретную службу. Конкуренция с ЦРУ не устраивала Гувера, и, вероятно, разоблачение неуклюжих коллег стало исполнением его последней воли.

Новый начальник бюро поручил Фелту замять дело о прослушке, завершив формальное расследование в течение двух дней. Заместитель попытался перетянуть одеяло на себя и доказать связь цэрэушников с Белым домом, но поскольку времени было в обрез, начал дозированно сливать информацию о ходе расследования в прессу. Дело затягивалось, ФБР лихорадило — Фелт лично возглавил безуспешные розыски «крота», а администрация Никсона и вовсе пошла вразнос: признания в подкупах, угрозах, лжесвидетельствах росли, как снежный ком...

В итоге затянувшаяся охота на ведьм обернулась сеансом массового саморазоблачения. Несколько фигурантов отправились на нары, сотни простились с карьерой, а Америка — с президентом, успевшим вывести войска из Вьетнама, помириться с Китаем, заключить договор ОСВ-1 и отвязать доллар от золотого стандарта. Однако главным уроном для США стала утрата последовательной внешнеполитической инициативы. Сегодня глава государства не может отдать прямого приказа руководству ЦРУ без согласования с сенатом. 

Парадоксальный итог деятельности Фелта, защищавшего страну от коррупции, а в итоге загнавшего ее в бюрократический капкан, режиссера не смущает. Согласно Ландесману, заместитель руководителя ФБР — рыцарь без страха и упрека, рискнувший жизнью ради благополучия Америки. Впрочем, затевая своей крестовый поход против прогнившей системы, которую соратники Никсона попытались подмять под себя, Фелт не думал о столь тяжелых последствиях. Прежде всего он был чиновником, по вине обстоятельств вынужденным бросить вызов сильным мира сего.

Ключом к успеху фильма стал выбор актера. «Я хотел взять на эту роль человека, который смог бы передать мужество и героизм Фелта. Он добровольно принес себя в жертву, разрушил карьеру только ради того, чтобы защитить главные истины, которым посвятил жизнь. Лиам обладает для этого всеми необходимыми качествами», — подчеркивает режиссер. Понимая груз ответственности, Нисон играет сдержанно и даже скупо. Его Фелт — герой античного масштаба, переживающий мучительную метаморфозу от винтика системы до рейнджера, отдаляющегося от семьи, друзей и соратников и упорно преодолевающего «внутреннюю пустыню».

Благодаря сдержанно винтажной мрачноватой оптике и выразительным переходам крупных и средних планов, режиссер мягко усиливает атмосферу саспенса. Сквозь плотный повествовательный ряд пробивается лирическая тема ленты — реквием по последнему из могикан, мыслившему государственными интересами, бросившему вызов корпоративной морали, но не преодолевшему инерции разложения элиты. Мысль Ландесмана проста: в здоровой политической системе преемником Ричарда Никсона должен был стать не безликий Джимми Картер, а благородный Марк Фелт, в одиночку обыгравший президента по политическим очкам и превосходящий его по морально-волевым качествам.