Блондинка за бугром

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.07.2017


«Взрывная блондинка»
США, 2017

Режиссер: Дэвид Литч

В ролях: Шарлиз Терон, Джеймс Макэвой, Джон Гудман, Эдди Марсан, Билл Скарсгард, Тоби Джонс, София Бутелла, Дэниэл Бернхардт, Джеймс Фолкнер, Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон

18+

В прокате с 27 июля

Уверенно дебютировав в режиссуре «Джоном Уиком» в 2014-м, Дэвид Литч решил поработать с историческим материалом. На экранах лучший экшн лета — шпионский ретробоевик «Взрывная блондинка».

Лондон, ноябрь 1989 года. Приняв ледяную ванну и махнув стакан «Столичной» с пригоршней барбитуратов, помятая блондинка отправляется в штаб МИ6. Руководство британской разведки интересуют подробности провала последней миссии агента.

По словам Лоррейн Бротон (Шарлиз Терон), приземлившись в Западном Берлине, она угодила в сети советских шпионов. Из западни выручил глава резидентуры Дэвид Персиваль (Джеймс Макэвой), он же посвятил коллегу в детали напряженной оперативной обстановки. На кону — жизнь и судьба перевербованных западных агентов, список которых был передан сотрудником Штази британскому связному. Вскоре тот был убит русским наемником — прихватив наручные часы покойного со спрятанным компроматом, киллер Юрий Бахтин тоже протянул недолго. Часы исчезли, но восточногерманский ренегат успел заучить список наизусть и потребовал организовать себе бегство на Запад. Советские разведчики взяли его след и ликвидировали Бинокля (Эдди Марсан), а Лоррейн спаслась вновь, выяснила имя прикончившего Бахтина «крота», добыла часы с секретом и отчиталась о проделанной работе. 

Подобно взрывной блондинке, режиссер Дэвид Литч ведет двойную игру. В лучших традициях жанра он предъявляет зрителям ледяную и буйную ипостась Лоррейн — лондонскую рассказчицу и берлинскую оторву, искушенную даму и девочку-подростка. Первая владеет ситуацией, вторая суетится, упускает инициативу, терпит провал за провалом, списывая неудачи на Персиваля. А впрочем, предателей здесь достаточно, выше подозрений остается лишь самоотверженная шпионка… О том, на кого она работает, мы узнаем лишь в эпилоге.  

Имена изменников, из-за которых разгорается сыр-бор, — формальная наживка, хичкоковский «макгаффин», не стоящий выеденного яйца... Хотя, чтобы оправдаться перед начальством, Лоррейн нужно назвать одного-единственного предателя, а девушка «идет в дамки» и достает весь список: чего вы хотите от блондинки?

Символично, что описываемые события разворачиваются в последние дни «холодной войны». Ведь на деле речь идет не о подмоченных репутациях двойных агентов, но о том, кто приберет к рукам объединенную Европу, учрежденную 9 ноября 1989-го на обломках Берлинской стены. Фактически она играет роль не фортификации, а кулисы между центрами сил, и далеко не случайно за минувшие годы на ее руинах так и не появилось нечто, достойное упоминания. Лишенные символических координат, взрывная блондинка и ей подобные по большому счету остаются вне игры, поэтому обшарпанные закоулки, безумные панки, мрачные полицаи и шпионские страсти смотрятся последним приветом утраченного исторического времени. 

Бывший каскадер Литч наполняет этот сентиментальный балаган хореографией потасовок, выглядящих куда непосредственнее и витальнее, чем балетные па джентльменов Мэттью Вона («Kingsman: Секретная служба») или суперменов Гая Ричи («Агенты А.Н.К.Л.»). Режиссер выступает также в амплуа фокусника, подбрасывающего реквизит. Арсеналу бой-бабы может позавидовать и Джеки Чан: кроме холодного оружия и огнестрела, в ее «приданом» фигурируют туфли на шпильках, связки ключей, скотч, удавки, электрическая плитка и не менее пары дюжин предметов мебели и посуды. Не набивает оскомину даже типичное представление о русских: афиши «Сталкера», «Кони привередливые» Высоцкого, аккуратно употребляющая водку шпионка и узнаваемые советские громилы, срисованные в девичий альбом с Пушкина, Толстого, Чехова и оторвавшегося от коллектива Бахтина.

Экранизация комикса «Самый холодный город» получилась сумбурной, но полезной: представьте себе, они до сих пор видят нас именно такими. Это смешно и поучительно: знали бы голливудские режиссеры, сценаристы и идеологи, каковы мы на самом деле.